Цель: воспитание интереса к чувашской национальной одежде. Программное содержание: Образовательные задачи:
- обогатить словарный запас детей названиями предметов чувашской одежды на чувашском языке: кепе, тухья, хушпу, саппун, маттур,сапата.
- расширить представление детей о традиционной чувашской одежде. Развивающие задачи:
- развивать умение понимать речь воспитателя и сверстников на чувашском языке;
- адекватно реагировать на ситуативные высказывания воспитателя на чувашском языке.
- развивать диалогические умения: понять реплику, реагировать, начинать разговор. Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к чувашской национальной культуре.
Ход
Воспитатель вместе с детьми под чувашскую музыку заходят в чувашский музей и садятся на стулчики. Воспитатель: Ыра кун пултар. Дети: Ыра кун пултар. Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста, куда это мы с вами пришли?
Дети: В домик. Воспитатель: Правильно ребята. Это чувашская изба.
Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета. Как вы думаете, как называется мой наряд? Я сегодня одета в чувашский национальный костюм. И мне хотелось бы рассказать про свой чувашский наряд. Посмотрите и скажите, что надето на мне? Дети: Платье. Воспитатель: Платье на чувашском языке будет «кепе».
Давайте все вместе скажем слово «кепе». Дети говорят. Индивидуально. Воспитатель: Дети, что чуваши одевали поверх платья? Зачем? Дети: Фартук, чтобы платье не пачкалось. Индивидуальные ответы. Воспитатель: Дети послушайте как будет фартук на чувашском языке «саппун». Давайте все вместе скажем. Индивидуально. Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня на голове? Дети: Шапочка. Воспитатель: Моя шапочка по-чувашски называется «хушпу». Она имеет форму конуса с наушниками и пришитой сзади полосой, спускавшейся на спину. Головным убором девушки называется «тухъя» – шлемовидная шапочка, которую иногда делали с шишаком наверху. Тухъя плотно облегала голову и закрывала лоб, иногда до самых бровей. Оба головных убора обильно украшают монетами, мелкими раковинами. Они играют роль не столько украшений, сколько оберегов (т. е. защищали, оберегали). Монеты крепятся в несколько рядов. К остову их пришивают плотно, а по краям и к наушникам – свободно, чтобы при движении они издавали мелодичный звон. Для этого используют разные монеты – и крупные, и мелкие. Предпочтение отдавали серебру, но если достаток не позволял, использовали их имитацию, круглые металлические бляшки – нухратки. Интересно. Давайте повторим названия головных уборов вместе. Дети: «Хушпу», «Тухья». Индивидуально. Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня интересная обувь. Кто знает, что это? Дети отвечают. Воспитатель: Чувашскую обувь в старину называли «сапата». Давайте все вместе скажем. Индивидуально.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем. Приглашаю вас поиграть в чувашскую игру сапата». Встанем дружно вкруг.
Под музыку «Кай-кай Ивана» играют подвижную игру "сапата». Дети встают в круг. Ведущий в центре крутится вокруг, пытаясь сбить ноги детей лаптем. Дети прыгают, чтобы их не поймали. Кого поймают, тот становится ведущим. Игра повторяется 3 раза.
Воспитатель: Маттур! Молодцы! На чувашском языке будет «маттур». А сейчас, ребята, я вас приглашаю в творческую мастерскую, где мы с вами станем художниками и попробуем создать свой национальный наряд.
Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная помощь. Совместный анализ детских работ.
Воспитатель:Воспитатель: Заканчиваем рисовать, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, маттур! Поработали на славу. Кто хочет рассказать нам о своем наряде? Может быть, кто-то из вас создал совершенно новый стиль или предмет одежды. Вера: Я нарисовала платье. Воспитатель: А как будет на чувашском языке платье? Вера: Кепе.
По желанию дети презентуют свои работы. Воспитатель в ходе беседы просит детей повторить названия предметов одежды на чувашском языке, или по желанию детей. Воспитатель: Маттур! Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы! Ваши работы получились яркие и очень красивые. Возьмите, пожалуйста, свои работы отнесем их на выставку. Посмотрите, ребята, какая красивая выставка чувашских платьев получилась.
Скачать Конспект образовательной ситуации в старшей группе на тему «Чувашская одежда»