Творческий проект в средней группе на тему «Развитие мелкой моторики рук дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования»
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 - май 2021 учебный год.
По продолжительности: долгосрочный.
Образовательная область: художественно-эстетическая.
Участники проекта: обучающиеся средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Актуальность проекта:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка. Искусство рисования нетрадиционными методами – это очень удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность , воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утончённость восприятия.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес, возможности. Такие занятия не утомляют
дошкольников, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего занятия. Целенаправленная и систематическая работа развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать у детей развитию исследовательской потребности, пробуждать чувство радости, успеха, трудовые умения и навыки.
Проблема на решение которой направлен проект, вытекает из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании. Мне стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так, как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают возможность к развитию детского интеллекта , развитию мелкой моторики рук, активизируют творческую активность детей , учат мыслить нестандартно. Нетрадиционные техники способствуют развитию мелкой моторики дошкольников Работа по данному направлению в ДОУ преследует цель развития у детей двигательной координации пальцев рук и в целом кисти; научить детей рисовать предметы, природные явления с помощью средств нетрадиционных техник рисования
Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разнообразна, им хочется нового и необычного. С каждым годом у детей увеличивается тяга к познанию и интерес к окружающему миру. От занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник , дети будут в восторге и точно не заскучают.
Такие занятия важны особенно для детей, имеющих нарушения в речевой деятельности. На мой взгляд, это самая распространённая проблема, которая была мною выявлена за время работы. Учёными доказано, что речевое развитие напрямую взаимосвязано с развитием мелкой моторики рук. Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ способствует развитию моторики, что благоприятно влияет на дальнейшие успехи при поступлении в школу. От уровня развития моторики, от уровня овладения дошкольниками нетрадиционными техниками рисования зависит уровень успешности обучения ребенка в начальной школе, его речевые навыки и готовность руки к письму. Совершенство двигательной координации кистей и пальцев позволяет ребенку без трудностей овладевать письмом.
Ещё на мой взгляд , одна составляющая причина данной темы-это совместная работа с родителями. Вызвать интерес к участию в систематической работе над темой проекта. Привлечь их к совместной деятельности с детьми и воспитателем.
Исходя из вышесказанного, данная тема является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества, а также для поиска решения
связанных между собой проблем:
• У ребенка плохо развита тонкая двигательная координация кистей рук и мелкая моторика;
• Слабо развита способность ориентироваться на плоскости;
• Слабый уровень речевой активности;
• Ребенок недостаточно хорошо выполняет задания по образцу, у него наблюдается слабое развитие зрительно-моторной координации.
• Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей со стороны участия родителей.
Ввиду этих проблем, методика развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных методов рисования является актуальной.
Использование нетрадиционных техник рисования способствует:
• Развитию у дошкольников двигательной координации кистей и пальцев, глазомера, зрительного восприятия, ориентировке на листе бумаги;
• Развитию умений и навыков, способствующих подготовке руки ребенка к письму;
• Развитию воображения и восприятия, а значит, познавательных способностей;
• Эмоционально-положительное отношение к рисованию;
• Самовыражению личности, т.е. отображения собственного фантазийного и эмоционального мира.
• Ориентировачно – исследовательской деятельности , дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание красок и т.д.)
• Развитию психических процессов( воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления).
• Развитию тактильной чувствительности( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ёё свойства: густоту, твёрдость, вязкость)
• Познавательно – коммуникативные навыки . Всё необычное, интересное привлекает внимание детей и заставляет их удивляться. Ребята начинают задавать вопросы воспитателю и друг другу. Происходит активизация словаря.
Цель проекта:
Поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа.
Создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приёмов рисования.
Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Познакомить детей среднего дошкольного возраста с различными способами и приёмами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, согласно возрастной категории.
2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками для создания творческих работ. Создать предметно-развивающую среду в группе для развития и формирования художественно-творческих способностей детей. Учить детей подбирать нетрадиционный материал для работы, и умело его использовать.
3. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе нетрадиционные техники рисования. Сформировать у родителей представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.
4. Стимулировать их совместное творчество с детьми. Разнообразить предметно-развивающую среду в уголке рисования для самовыражения детей в творческой деятельности.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику рук, эстетический и художественный вкус, фантазию, воображение, внимание, изобретательность, творческое мышление, тактильные ощущения, устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Развитие у детей художественно–творческих способностей, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом, терпение, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца, умение работать в коллективе и индивидуально.
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Формирование у детей дошкольного возраста, а именно, средней группы знаний о нетрадиционных способах рисования. Приобретение навыков и умений в использовании различных техник изобразительного искусства. Появление интереса к разнообразным видам и способам рисования.
Положительная динамика развития моторики рук, координации движений рук.
- Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
- Родители имеют представления по использованию нетрадиционных техник рисования , направленных на развитие мелкой моторики рук. Активное участие в творческих проектах.
- Пополнение центра художественной деятельности различными дидактическими играми и бросовым материалом для применения в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Проект состоит из трёх этапов:
1.
Организационно - подготовительный.
- Диагностика уровня развития творческих способностей детей средней группы.
- Определение цели и задачи.
- Изучение и анализ научно-исследовательской , методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме.
- Анализ многообразия художественных техник рисования , выявление подходящих для детей среднего дошкольного возраста .
- Разработка содержания проекта.
- Ознакомление родителей с проектом.
- Пополнение предметно-развивающей среды
- Разработка содержания проекта. Планирование предстоящей деятельности .
2.
Внедренчески - репродуктивный.
- Реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками.
- создание условий , способствующих стимулированию развития творческих способностей детей средней группы.
- Проведение НОД, сотворчество со взрослым.
- наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, праздники, занятия, конкурсы.
- Экспериментирование с изобразительными материалами. Составление различных картотек по данной теме.
- коллективное творчество.
- выставки детских работ.
- консультации для родителей.
3.
Аналитическо-конструктивный
- Ознакомление родителей с результатами реализации проекта
- Обобщение опыта работы по данной теме для педагогов ДОУ в форме презентации.
Подходы при реализации проекта
- Поддержка инициативы детей
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
- Игровая форма подачи материала.
- Сотрудничество с семьёй.
- Самостоятельность выбора.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА:
- Индивидуальная и групповая(совместная деятельность) работа с детьми.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Выставки детских творческих работ в группе.
- Мастер-классы с педагогами и родителями.
- Консультации для педагогов и родителей.
- Родительские собрания, анкетирование.
- Публикация на сайте.
- Оформление предметно-окружающей среды.
- Создание лэпбука
- Создание мини-музея нетрадиционного материала для изобразительной деятельности.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, используемые при реализации проекта:
Словесный (репродуктивный) метод: беседа, объяснение, рассказ, художественное слово, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика. Повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой.
Практические методы: игровые действия, упражнения (творческого характера). Создание проблемных ситуаций с помощью вопросов, загадок. Метод прямого воздействия: постановка перед ребёнком той или иной практической задачи, показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении.
Информационно-рецептивный метод: показ воспитателя (образца, способа действий). Рассматривание картин, иллюстраций. Просмотр презентаций. Использование ИКТ. Сопровождение музыкальными произведениями. Наблюдение.
Исследовательский метод: развитие у детей самостоятельности, фантазии, творчества.
ПРИНЦИПЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Принцип индивидуализации: учёт способностей и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
- Принцип доступности: доступность отбираемого материала.
- Принцип последовательности: постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью.
- Принцип наглядности: объяснение всех приѐмов на демонстрационном материале, использование готовых образцов, работ.
- Принцип успешности.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ:
Мероприятия по реализации проекта в средней группе:
СЕНТЯБРЬ:
Конспект НОД на тему «Осеннее дерево» - рисование с использованием ладошки , кружочков от дырокола и печатком трафарета осеннего листа.
Развлечение с красками на развитие моторики « Волшебные краски»- смешивание красок в файле и рисование пальчиками по нему.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультация на тему: «Роль использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для дошкольников»
ОКТЯБРЬ:
Конспект НОД на тему: «Заготовка на зиму фруктов и овощей» -
Печатки от настоящих половинок фруктов и овощей в банке.
Развлечение с красками « Обычная кляксография » - на что похожа. Развивать фантазию.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Родительское собрание на тему « Знакомство родителей с проектом , целями и задачами», « Предложить родителям принять участие, помощь в создании мини- музея нетрадиционного материала для рисования».
НОЯБРЬ:
Конспект НОД на тему « Ягодка –рябинка» - рисование пупырчатой клеёнкой .
Развлечение с красками на развитие мелкой моторики « Краски осени» - рисование резиновым шариком . Катать мяч в определённой ёмкости с красками.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Консультация на тему « Учите детей рисовать»-какие навыки нужно развивать у ребёнка для наилучшего результата в области рисования с помощью нетрадиционных техник.
ДЕКАБРЬ:
Конспект НОД на тему: «Новогодняя ёлочка» - рисование с помощью поролона и точечного( ватной палочкой) рисунка.
Развлечение с красками: «Разноцветные новогодние шары». Рисование на блестящей фольге.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: конкурс рисунков с использованием нетрадиционной техники на новогоднюю тематику.
ЯНВАРЬ:
Конспект НОД: «Весёлый снеговик»- рисование с использованием печатков от разного диаметра крышек.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Создание лэпбука на тему использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Развлечение с крупой. Рисование с помощью манки « Белоснежная зима».
ФЕВРАЛЬ:
Конспект НОД на тему « Папин праздник – 23 февраля»- создание медали с помощью нетрадиционной техники рисования и пластилина.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: рекомендации родителям « Как и чем заинтересовать ребёнка в художественном направлении»
МАРТ:
Конспект НОД на тему: « Женский праздничный букет» - создание открытки с использованием разных техник рисования ( ватные диски, набрызг, расчёска), а также аппликация.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: « Пополнение бросовым материалом мини-музей в группе».
АПРЕЛЬ:
Конспект НОД на тему: « Украсим платочек для бабушки»-рисование с использованием малярного скотча(геометрические фигуры).
Развлечение с красками: « Весенние краски»- рисование ладошками.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Родительское собрание с показом мастер класса и участием в нём родителей. Подведение итогов.
МАЙ:
Конспект НОД на тему: « Божья коровка» - использование техники раскрашивания камешков разной величины.
Развлечение с красками « Весёлая радуга »-использование поролоновых губок.
Проведение диагностики детей средней группы по усвоению навыков использования нетрадиционных техник в рисовании.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова»
Проект. Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада
Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа