Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час на тему "Толерантность", 2 класс. Конспект

Сценарий классного часа для 2-4 классов на тему "Толерантность - страна мира, доброты, уважения"
Автор: Селезнева А.В. учитель начальных классов МОУ"Куськинская основная общеобразовательная школа"
Цель:познакомить детей с понятием "толерантность"и с основными качествами толерантного человека.
Задачи:
- развивать умения читать стихи, исполнять роли в сценках, полно познавать себя и других людей;
- развивать внимание, память, творческое мышление обучающихся; уважительное отношение между учащимися.
- воспитание чувства коллективизма, сплочённости.
Ход мероприятия
(Звучит песня «Большой хоровод»)
(У доски дети 2-3 класса)
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада, что мы собрались сегодня все вместе. У нас урок - но очень необычный. Урок толерантности.
Тема нашего занятия: «Толерантность – путь к миру!».
Мир – это Вселенная.
Мир – это наша Земля.
Мир - это наша страна.
Мир – это наше село, это наша школа.
Мир – это мы.
Как разнообразен мир вокруг нас.
Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске). Как вы понимаете смысл этого слова?

Дети по очереди читают стихи.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?

Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.

Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Доверяй своим друзьям!
Будь терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступков низких!
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Как вы думаете, а с чего начинается толерантность?
Конечно же, с улыбки.

Исполнение песни « От улыбки»
(Дети сели за парты)

Учитель: Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития нашего общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

Ученик: На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие "толерантность".

Стихотворение (читает ученик )
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Учитель: Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

У меня в конверте карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: "Что общего в определениях?"
(Дети зачитывают)
В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».
В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, милосердие, сострадание, терпение».
В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».
В инспанском языке Толерантность - способность признавать, отличные от своих собственных, идеи или мнения..
В китайском языке Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
На русском языке – толерантность это способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, спокойным считаться с мнением других, быть снисходительными.).

Учитель: Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры и споры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Ведь не имеет значение, какой мы расы, к какому народу принадлежим. Мы все жители планеты Земля, граждане единого человечества.

– Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим
Мы продолжаем разговор о толерантности и предлагаем посмотреть вам сказку

Сказка
РАССКАЗЧИК:
- Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.

ЛЮБОВЬ:
– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал ВОЛШЕБНИК и сказал:
– Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

РАССКАЗЧИК:
- Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место.…Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

ВОЛШЕБНИК:
– Вот выбирай,
– Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

ЛЮБОВЬ:
– Они все прекрасны,
– Не знаю, кого и выбирать…

ВОЛШЕБНИК:
– Твоя правда,
– они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них.
Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

ВЕДУЩИЙ 2:
- Вот прежде чем услышать концовку сказки ответьте, пожалуйста: «А кого выбрали бы вы? Почему?»…….слушаем ответы детей
(продолжение сказки)

РАССКАЗЧИК:
- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

ВЕДУЩИЙ 3:
- Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы)
(Актеры уходят за кулисы)

Дети: Да потому, что доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте.

Выходят дети. Читают стихи
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

Песня «Дорогою добра»

Учитель: Сегодня 16 ноября – Международный день толерантности. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Немецкий графический художник Хелмут Лангер создал эмблему (цветок толерантности). Посмотрите на доску - вот этот цветок каждый лепесток представляет качество, которым должен обладать толерантный человек и руки или даже цветные ладошки, говорящие нам о том, что все люди, не зависимо от цвета их кожи, должны дружить…
Толерантность – это милосердие.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение.
Толерантность – это доброта души.
Толерантность – это терпение.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – путь к миру и согласию.

Ребята, что значит быть толерантным?
(ответы детей)
(Быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.)

- В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Учитель: Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
- Скажите ребята всегда ли вы по отношению друг к другу относитесь с терпимостью? (Ответы учащихся)
- Почему люди, где бы они ни жили, дорожат своими именами?

Ученик: Называя человека по имени, мы выражаем уважение к нему, имя – это достоинство каждого человека.
- Можно ли услышать другие обращения, кроме вашего имени?

Ученик: думаю, что ребята нашей школы все имеют имена, но, к сожалению, иногда создаётся впечатление, что это не так. Можно услышать обращения: «Толстый! Рыжий! Очкарик! Серый! И т.д.
Клички бывают не только негативными, отрицательными. Но бывают и положительными. Такие как, например, трудоголик, весельчак, юморист, умница, чистюля, здоровяк.

- Обидят ли человека такие слова?

Стройная, как тополь серебристый, - Лучше в общении друг с другом находить в человеке его положительные качества и говорить ему об этом. Так мы покажем своё уважение к нему независимо от его имени и характера и сохраним добрые отношения

Послушайте стихотворение (читают две девочки)
ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.

Шла и пела голосом счастливым,
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,
И, жестко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Отбежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощения цветы.

Вывод
Ведущий: На нашей планете более 200 государств, расположенных на 5 континентах. Жители каждого государства говорят на своем родном языке, а в мире их существует около 2 тысяч. У каждого народа свой язык, свои обычаи, своя культура, но при этом у всех людей есть общее — все они хотят жить в мире, радоваться, смеяться, дружить и встречаться друг с другом.

А сейчас мы узнаем насколько вы толерантны.

Игра
Давайте поиграем. Я называю ситуацию и два варианта ответа, а вы выбираете наиболее подходящий, перед вами листики к вопросам в них кружки ответ 1 красный цвет, ответ 2 –черный цвет.
УЧЕНИК:
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь “нет” и стремишься заручиться помощью.

Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

Саша плохо одет…
1. Это неважно.
2. Ты подсмеиваешься над ним.

Пожилая женщина медленно идет.
1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
2. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

Подведение итогов.
– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.
— Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
(Положите свои листки на край стола.)

Учитель: Класс, наша школа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же нужно сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стал планетой толерантности?
Хотите узнать?
Послушайте такую притчу.

Рассказывание притчи. Звучит музыка
Китайская притча «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал, что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.

Вывод
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

Итог. Составление правил толерантного человека.
Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – экипаж одного корабля, под названием «Планета Земля».

Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.

Для того, чтобы воспитать себя толерантным, необходимо самим относиться к окружающим людям толерантно.

Перед вами свод правил толерантного человека. Давайте их зачитаем.
1. Не обижать окружающих.
2. Выслушивать мнения других и считаться с ними.
3. Уметь прощать обиды и просить прощения.
4. Уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.
5. Нельзя унижать достоинство человека.
6. Не стоит заставлять человека с помощью силы делать то, что хочется вам.
Как вы думаете, могут ли эти правила пригодиться в вашем классе? Давайте повесим их в классном уголке и постараемся их придерживаться, чтобы всегда оставаться толерантными.

Звучит мелодия песни Б.Окуджавы «Пожелание друзьям».

Учитель: Каждый человек в знак благодарности матушке - природе должен вырастить дерево.
Давайте и мы вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево Толерантности.
Для этого выполним творческую работу. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Основные качества толерантной личности". Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки приклейте на дерево.

Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами:

Дети называют: Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.
Просмотр видеоролика
Человек, полюби человека,
Только в этом спасение твоё!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для учащихся 1-4 классов Конспект классного часа для 2 класса "Давайте жить дружно!" Классный час по программе «Тропинка к своему Я» «Каждый человек уникален» во 2 классе Классный час во 2 классе "Милосердие"

Похожие статьи:

Классный час во 2 классе по теме Природа

Классный час ко Дню космонавтики 1-2 класс

Классный час на тему Дружба, 2 класс

Открытый классный час во 2 классе. Мой Казахстан

Классный час по ПДД для 1-2 класса

Опубликовано: 1433 дня назад (18 мая 2020)
Просмотров: 7735
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!