Занимательная игротека по развитию речи детей дошкольного возраста
Игры по развитию речи у дошкольников
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи речевого развития:
• Владение речью как средством общения и культуры.
• Обогащение активного словаря.
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
• Развитие речевого творчества.
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В соответствии с ФГОС ДО, в центре моего внимания находится ориентация образовательного процесса на речевые возможности дошкольника. Стараюсь организовывать взаимодействие с ребенком так, чтобы оно было направлено на развитие речевых способностей.
Для реализации поставленных задач в ФГОС ДО, по моему мнению, хорошо подходит использование самостоятельно изготовленных, дидактических пособий, помощью которых активизируется речевая, познавательная, исследовательская и творческая деятельность.
Благодаря таким пособиям развивается речь, мелкая моторика рук, усидчивость, координация движений ребенка, в игровой форме усваиваются сенсорные эталоны.
Из многолетнего опыта я заметила, что детей привлекают игры, изготовленные из бросового материала. Со временем собрала достаточное количество пластиковых крышек и решила поэксперементировать с ними. Тем самым пополнила копилку игровыми пособиями по развитию речи детей.
Требования к пособиям, сделанным своими руками:
• Должны быть эстетичны
• Безопасны для здоровья детей
• Педагогически целесообразны
Материал:
• Цветные пробки и шнурки
• Пластиковые и картонные коробки
• Горловины с резьбой от пластиковых бутылок
• Клеевой пистолет
• Прозрачный и двусторонний скотчи
• Предметные картинки
Изготавливая пособия, придумываю разнообразные варианты игровых приемов, чтобы они были многофунциональными.
«Елочка»
- «Наряди елку, придумай слова со звуком «Л», «Р», «Ш»
- «Посчитай шарики» (один шарик, два шарика,… пять шаров..)
«Корзина с яблоками»
- «Придумай слова со звуком (Л), (ЛЬ)..
- « Посчитай яблоки» (одно яблоко, два яблока..пять яблок…)
«Большие гусеницы»
- Догадайся, с каким звуком будем подбирать слова для Жужи (Ж), и для Шуни (Ш)
- диференциация звуков: С и З, Ш и Ж,Л и ЛЬ, Р и РЬ, Л И Р..
Маленькие гусеницы»
- диференциация звуков: С и З, Ш и Ж,Л и ЛЬ, Р и РЬ, Л и Р..
Воздушные шары (большие и маленькие)
- Подбери шары с картинками со звуками (Ш) и (Ж);
- посчитай шары
«Яблоня»
- Подбери яблоки с картинками со звуками (Ш) и (Ж), (Л), (Р), (ЛЬ), (С), (З)..
- Чего не стало? (не стало яблока с колобком, с ласточкой…)
«Рыбки»
- Подбери рыбок с картинками со звуками (Ш) и (Ж), (Л), (Р), (ЛЬ), (С), (З)..
-Какой рыбки не стало? (нет рыбки с чебурашкой, с подарком…)
«Умный круг» (+предметные картинки, прищепки)
- Прицепи картинки со звуками (Ш), (Ж), (Л), (Р),(ЛЬ), (С), (З)..
- Догадайся, о чем говорю
- Чего не стало?
- Запомни и назови
- Запомни предложение, повтори
- Составь, запомни, повтори
«Гусеняшки»
- Собери гусеницу по зрительному образцу и без него (с проговариванием чередования цветов: золотистый - белый - голубой (Л), зеленый - фиолетовый (ЛЬ), красный- оранжевый(Р)
«Бусы»
- Собрать бусы по зрительному образцу и без него (с проговариванием чередования цветов: золотистый- белый- желтый..(Л), красный - коричневый.. , красный- оранжевый - розовый.. (Р), зеленый- фиолетовый(ЛЬ).
«Корзина со сливами»(+ предметные картинки)
- Собери в корзину сливы и посчитай их (одна (синяя) слива, две сливы… пять слив…(С) и (ЛЬ)
- Подбери картинки с заданным звуком (С), (ЛЬ)….
- Какой сливы не стало? (сливы с самолетом, сливы с лисой..)
Для экономии времени в подготовке к образовательной деятельности материал для игр раскладываю в прозрачные коробки.
Применение игровых приемов в развитии речи детей вызывает положительные эмоции и активизирует мыслительную деятельность.
Поэтому в копилке педагога должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материала, который превратит этот процесс в увлекательную игру. Ведь только положительная мотивация приведет к желаемому результату.
Работа с бросовым материалом учит как взрослых, так и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения. Учит бережливости и любви к окружающей среде. Прежде чем отправлять какой-либо предмет в мусор, стоит приглядеться к нему внимательно. А может это не бросовый материал, а основа будущего шедевра. Выбросить то, что уже не нужно, можно всегда, а вот подарить новую жизнь это уже искусство.
Презентация на тему: Использование бросового материала в изготовлении пособий по развитию речи в условиях ФГОС
Здравствуйте, Евгения Леонидовна! Сегодня познакомилась с Вашим творчеством, задумки интересные. Я тоже использую в своей работе пробки для изготавливания нетрадиционного оборудования по физической культуре. Пособия, изготовленные Вами, натолкнули меня на новые идеи. Спасибо Вам и творческих успехов!