Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическое пособие для дошкольников по развитию речи

Дидактическое пособие "Цветная полянка"
Автор: Аронова Наталья Михайловна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №68» г.Березники Пермский край
В основе коррекционной работы логопедов дошкольных учреждений всегда лежит игра. Обучающие игры содержат элементы новизны, эмоционально приобщают детей к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

По направленности в логопедической работе выделяются следующие виды обучающих игр:
- для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- для развития фонематического восприятия;
- для развития мелкой моторики;
- по обучению грамоте;
- по совершенствованию грамматического строя речи;
- по обогащению словаря;
- для развития связной речи.

Игра, которую я хочу представить вашему вниманию, многофункциональна. Она предназначена для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, совершенствования координации слова с движением, способствуют формированию лексико-грамматических категорий.

Задачи:
- Развитие координации движений, учить согласовывать слова с движениями.
- Обогащение словаря детей прилагательными.
- Коррекция грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, согласование слов в предложениях).
- Совершенствование звуко-слогового анализа.
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях.
- Развитие мышления и речи

Материалы для игры: Игровое поле «полянка» в виде круга (100х100см), разделённого на четыре цветных сектора (красный, жёлтый, синий, зелёный).

Игровое поле изготовлено из цветной ткани. По краю поля пришиты тканевые петли, за которые дети будут держать «полянку». Мячик небольшого размера, предметные картинки на автоматизируемый звук или по изучаемой лексической теме.

Возрастная категория и количество участников:
Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Она может быть использована на подгрупповых и фронтальных занятиях. Играть может от 4 до 15 человек.

Правила игры.
Дети держат «полянку» за тканевые петли так, чтобы поле не было сильно натянуто, а немного прогнулось к центру. В центр «полянки» кладут небольшой мячик. Сектор, начинающий игру, выбирается считалочкой или ведущим. Во всех вариантах игры ведущий – педагог.

Перед началом игры детей знакомят с игровым полем и объясняют: чтобы при выполнении задания мячик перекатился в необходимый цветной сектор (например, синий…), дети, находящиеся у синего сектора, должны приопустить свой край игрового поля, а дети, находящиеся у других цветных секторов – приподнять свои участник так, чтобы мячик перекатился на заданный цветной сектор «полянки».

После тренировки можно приступать непосредственно к играм.

ВАРИАНТ №1 «ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ»
Цель: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Дети держат «полянку» так, чтобы мячик был в центре.
Ведущий произносит рифмованное задание:
Вот полянка непростая, вот поляночка цветная.
Будь внимательным, смотри – предмет со звуком «С» (Ш, Л…) скажи.
Ведущий показывает картинку, а дети перекатывают мячик в соответствующий сектор. Предмет называет ребёнок из данного сектора.
Например:
- синяя слива, красная смородина, жёлтый стул, зелёный самосвал,
- красная шапка, зелёные шорты, синие штаны, зелёный жилет.
Усложнение:
Задание выполняется без опоры на картинки. Дети самостоятельно придумывают необходимые словосочетания.

ВАРИАНТ №2 «ЦВЕТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Цель: Активизация словаря по конкретной лексической теме, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
Ведущий произносит рифмованное задание:
Вот полянка непростая, вот поляночка цветная.
На неё ты посмотри – цветную мебель (посуду, одежду…) назови.
Ведущий показывает картинку мебели (посуды, одежды…), а дети перекатывают мячик в соответствующий сектор. Предмет называет ребёнок из данного сектора.
Усложнение:
Задание выполняется без опоры на картинки. Дети самостоятельно придумывают необходимые словосочетания.

ВАРИАНТ №3 «НЕОБЫЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Цель: Развитие воображения и фантазии, памяти, внимания.
Ведущий произносит рифмованное задание:
Вот полянка непростая, вот поляночка цветная.
На неё ты посмотри, что не может быть – скажи.
Дети перекатывает мяч на любой сектор, а «жители» данного сектора полянки должны назвать предмет, который не бывает такого цвета.
Например: синяя колбаса, красный снег, жёлтая ёлка.

ВАРИАНТ №4 «ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель: закрепление признаков времён года, согласование существительных с прилагательными, развитие внимания и памяти.
Ведущий произносит рифмованное задание:
Вот полянка непростая, вот поляночка цветная.
Будь внимательным, смотри – про весну (зиму, лето, осень) нам расскажи.
Дети перекатывает мяч на любой сектор, а «жители» данного сектора полянки должны назвать признак или что-либо из заданного времени года с данным цветом.
Например:
ЗИМА: жёлтое солнце, жёлтая шапка, синий лёд, красные щёки, зелёные ёлки
ВЕСНА: жёлтое солнце, мать-и-мачеха, зелёные листья, синие ручьи, красная курточка.
ЛЕТО: жёлтые цветы, красные ягоды, синее море, зелёная трава
ОСЕНЬ: жёлтые, красные листья, зелёные ёлки, синие лужи…

ВАРИАНТ №5 «УМНАЯ ПОЛЯНКА»
Цель: Совершенствовать звуко-слоговой анализ.
Ведущий произносит рифмованное задание:
Вот полянка непростая, вот поляночка цветная.
На неё ты посмотри – схему слова собери.
ВЕД показывает картинку. Дети должны с помощью мячика собрать схему данного слова.
Дети называют первый (второй, третий…) звук и перекатывают мячик на цветной сектор в соответствии с цветовыми обозначениями гласных и согласных звуков.
Например: АНЯ
А – красный сектор, НЬ – зелёный сектор, А – красный сектор.

ВАРИАНТ №6 «ЧИТАЙ- ПОЛЯНКА»
В середине символ изучаемого звука (или буква). У детей каждого сектора символы гласных звуков (или гласные буквы). Перекатывая мячик от сектора к сектору, дети читают получившиеся слоги и придумывают с ними слова.
Вот полянка непростая, вот поляночка цветная.
На неё ты посмотри – слог читай – слово скажи
Например: СА – самолёт, самовар, сани, СО – совы, сок, Соня, СУ – сумка, сушка, суббота, СЫ – сыр, сын, сыч…

ВАРИАНТ №7 «ФАНТАЗЁРЫ»
Цель: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Развитие речи, совершенствование грамматического строя речи.
Ведущий произносит рифмованное задание:
Вот полянка непростая, вот поляночка цветная.
На неё ты посмотри – предложенье расскажи.
Дети перекатывают мячик на каждый сектор. «Жители» этого сектора придумывают предложения с опорными картинками. В предложении должен присутствовать выпавший цвет.
Например: В саду растёт синяя слива. Возле дома зелёный забор. Маша надела синюю шапку. Женя рисует жёлтый кружок…

Данные варианты игр могут применяться в ходе НОД или как динамическая пауза. Во втором варианте на слова педагога: «Вот полянка непростая, вот поляночка цветная…», дети под музыку идут вправо (влево). Затем останавливаются и выполняют соответствующее задание.

При демонстрации работы с игрой «Цветочная полянка» на городской Ярмарке педагогических идей в апреле 2019 г., данное пособие заняло 1 место.

В ходе применения данного пособия наши дети научились согласовывать существительные с прилагательными, стали лучше применять поставленные или автоматизируемые звуки в речи, научились думать и фантазировать. А значит, данная игра способствовала преодолению речевых дефектов детей с ОНР.

Игра может использоваться учителями-логопедами, воспитателями, дефектологами и учителями начальных классов.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра по развитию речи детей младшей группы детского сада «Расскажи сказку» Игры по развитию речи в средней группе. Картотека с целями по ФГОС Дидактический материал для дошкольников 4-7 лет по развитию речи Дидактическая игра по развитию речи для детей 3-7 лет

Похожие статьи:

Игры в машине с детьми на развитие речи у дошкольников

Бинарное занятие в детском саду в средней группе "Путешествие в зимний лес" | Криотерапия для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1800 дней назад (19 января 2020)
Просмотров: 1341
+1
Голосов: 1
Лидия Александровна Гринюк # 19 января 2020 в 16:56 +1
Наталья Михайловна! Спасибо большое за опубликованный материал. Много игровых упражнений, которые может в работе использовать не только логопед, но и воспитатель в ходе коррекционной работы. Мой голос Вам
Светлана Викторовна # 19 января 2020 в 17:53 +1
Здравствуйте
Вы рассказываете о пособии, но не представили его в работе.
Вам надо в комментарии к этой работе разместить несколько фото дидактического пособия с описанием того, что там изображено.
Читателям будет понятно, как выглядит пособие и как его надо применять.
С уважением, Администратор сайта