Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Криотерапия для детей дошкольного возраста

Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи
Моя многолетняя практика работы логопедом (37 лет) показывает, что с каждым годом возрастает число детей, имеющих различные речевые нарушения. Задержка речевого развития встречается и у здоровых детей с сохранным слухом, и не имеющих поражения ЦНС.

Считалось, что главное от чего зависит развитие речи, это степень речевого общения детей со взрослыми. Родителям и воспитателям обычно дают совет: как можно больше разговаривать с ребёнком. Родители стараются беседовать с малышом при любой возможности, но он продолжает чаще изъясняться жестами.

В ходе моей работы, как логопедом, так и воспитателем, было замечено, что дети, у которых не достаточно развита речь, хуже справляются с заданиями по изобразительной деятельности. В чём же связь развития речи ребёнка с его успехами в изодеятельности?

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга человека, то становится ясно, что речевая зона расположена рядом с двигательной зоной и является её частью. Может быть, речь зависит от развития моторики ребёнка в целом?

Нет, исследования показали, что это не так. Около трети всей двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны [1, с.96]. Понятно, что тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности ребёнка. Для определения уровня развития речи с детьми двух лет проведите такой эксперимент: попросите ребёнка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если ребёнок не говорит, то и пальцы у него напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или наоборот, вялые, «ватные», не делают отдельных движений. Эти дети будут испытывать затруднения на занятиях по изобразительной деятельности.

Ребёнку, у которого речь развивается по возрасту, удаётся повторить за вами изолированные движения пальчиками. Учёные установили, что детям после трёх лет доступны следующие позы пальцев: «гусь», «коза», «ножницы», «кольцо». Дети четырёх лет могут успешно воспроизвести движения: ладонь – кулак – ребро. [3; с.65] В чём же заключается связь движений пальцев и успеха в развитии речи и изодеятельности?

В ходе эволюции человека движения руки, её пальцев, тесно связывались с речевой функцией. Сначала общение происходило с помощью жестов. Постепенно жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долго была связана с жестикуляторной деятельностью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение человек выполнял руками всё более тонкую работу. В связи с этим увеличивалась проекция кисти руки в мозге человека. Таким образом, развитие функции руки и речи у человека шли параллельно. [1; с.317]

Примерно таков же характер развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев руки. Когда они достигают достаточно точности, начинается интенсивное развитие речи.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев. В этот период делают массаж, сгибание-разгибание пальцев.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики зачастую предлагают:
- мозаику;
- пористые губки (сжимать – разжимать);
- клубочки ниток (для наматывания);
- пособия по застёгиванию пуговиц;
- наборы верёвочек для завязывания и заплетания;
- различные пособия со шнуровками;
- палочки (выкладывать узоры) и многое другое.

В период работы в центре реабилитации для детей-инвалидов, мне приходилось заниматься в основном с детьми с ДЦП (детский церебральный паралич). У таких детей наблюдаются различные формы дизартрии и, практически всегда, страдает моторика [1; c 315]. Основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций предполагают комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное лечение, различные массажи, лечебную физкультуру и упражнения, тесно связанные с развитием движений во всех режимных моментах [2; с.112]. Развивать речь детей с тяжёлыми речевыми нарушениями невозможно без специального массажа органов артикуляции. Для этого традиционно проводится зондовый массаж. Но кроме этого мы успешно применяли и нетрадиционную методику - криотерапию.

Уже работая в детском саду, и столкнувшись с трудностями детей-логопатов в изодеятельности, мы решили попробовать применять криотерапию в своей практике.

КРИОТЕРАПИЯ – контрастная терапия.
Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.

Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений при изодеятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Методика проведения криотерапии.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.

Криотерапия проводится в три этапа.
1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10-15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (тазу с тёплой водой или пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
3. Развитие тактильной чувствительности:
- растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок. Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т.д.;
- поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак);
- развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Необходимо помнить и о ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ.
Нельзя проводить криотерапию детям с:
- эписиндромом;
- миопатией (наследственное заболевание);
- очень гибким детям.

Осторожно применять криотерапию с:
- длительно и часто болеющими детьми;
- гипервозбудимыми детьми.

Существует ещё одна процедура, активизирующая мыслительную и речевую деятельность детей:

АУРИКУЛО – МАССАЖ (Чарели)
1. Быстро загнуть ушные раковины к лицу и резко отпустить (2 раза).
2. Поглаживающие движения ушных раковин по часовой стрелке и против часовой стрелки (10-15 сек).
3. Оттягивание мочек ушей вниз (15-20 сек).
4. Массирующие движения мочек ушей по часовой стрелке и против часовой стрелки (20 сек).
5. Большой палец поставить в слуховое отверстие, указательный – под козелок. Резко сжимать козелок (20 сек).
6. Массирующие и сжимающие действия на противокозелок (20 сек).

Данные виды работы не требуют больших затрат времени. Их можно проводить перед завтраком или после него, а также в любое свободное время. А значение криотерапии переоценить невозможно. У детей значительно улучшаются не только движения кисти руки, но и стимулируется развитие речи.

Литература:
1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студентов дефектологических факультетов. – М.: Просвещение, 1982. – 350с.
2. Лапшин В.А. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1990. – 142с.
3. Лопухина И. Логопедия: Речь. Ритм. Движение. – Санкт-Петербург: Дельта, 1997. – 252с.
4. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2010. – 106с.
5. Синицына Е. Умные пальчики. – М.: Лист, 1998. – 140с.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья" Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды
Дидактическое пособие для дошкольников по развитию речи | Лэпбук по развитию речи у дошкольников
Опубликовано: 1487 дней назад (29 марта 2020)
Просмотров: 1831
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!