Классный час для студентов 1 курса колледжа с презентацией на тему: Толерантность
Классный час для студентов техникума "Что значит быть толерантным?"
Автор: Корнатовский Константин Викторович, преподаватель истории, Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса (ЧТОТиБ), Чита. Цель: формирование коллектива в первые месяцы учебного процесса, предотвращение конфликтов.
(Занятие может быть учебным, т.к. в календарно – тематическом планировании по обществознанию есть тема толерантность, или воспитательным). Продолжительность занятия – 1 учебный час.
В начале учебного года на 1 уроке можно провести такое занятие, начав его с трагедии в Беслане (в Интернете есть замечательный фильм об этом с песней в исполнении И. Кобзона). Тогда может быть потрачена на благое дело учебная пара.
* * *
Здравствуйте! Как у любой человеческой деятельности у нашего занятия есть определённая цель. Мы проговорим её чуть позже.
На столах перед вами лежат цветные знаки препинания: точки, многоточия, вопросительные и восклицательные знаки. В конце учебного занятия попрошу каждого из присутствующих поднять тот знак, который лучше отражает ваше настроение. Во время занятия каждая группа создаёт свою эмблему толерантности. Итак, начинаем.
Какой сегодня месяц и число? Какой сегодня праздник? (Ежедневно календарь богат знаменательными датами, праздниками и значимыми событиями. Можно заранее мотивировать студентов посмотреть события, произошедшие в этот день. Можно взглянуть сразу по мобильному телефону).
Какие ещё праздники и даты в ноябре? Внимание, на экран: из 50 значимых событий в ноябре, я выбрал половину. Назовите самые близкие вам: … Запишем тему урока в тетради.
Звучит красивая успокаивающая музыка.
Даю 30 секунд группам для обсуждения значения этого слова.
После обсуждения прошу определить цель сегодняшнего занятия. Цель записывается в тетрадь.
На компьютере представляется схема со значениями толерантности. Переносим схему в тетрадь.
Как видите, нельзя дать однозначное определение понятию «толерантность».
Оно имеет множество значений.
Каждое из определений выявляет какую - то грань толерантности.
Слово «толерантность» произошло от латинского «терпение» (в компьютере по - латыни). 16 ноября 1995 года В ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры) был принят документ: «Декларация принципов толерантности». Этот документ лежит перед вами: предлагаю сравнить определение толерантности с тем, что выяснили мы. Следующая схема на ПК: толерантность – мир, добро, взаимопонимание.
Следующая схема на компьютере: причины нетерпимости (эгоизм, комплексы, особенности воспитания, образа жизни; мировоззрение, верования, убеждения, национальная, социальная принадлежность, особенности внешнего вида, увлечения, привычки, непонимание).
Какие черты необходимы личности, чтобы всем было комфортно? (в конце занятия каждая группа представляет такой список).
В Забайкальском крае проживает огромное количество разных национальностей (демонстрируются слайды презентации) и каждый народ хранит свою культуру, обычаи, традиции, убеждения, образ жизни. Наша правовая и нравственная задача – уважительно относиться к особенностям и правам других людей. Для этого выбираем терпимость и толерантность.
«Рисунки с выставки» (работа в группах). На стендах размещены нарисованные студентами рисунки с разным пониманием и видением толерантности. Каждая группа выбирает то, что наиболее понравилось и объясняет свой выбор. Возможны варианты выполнения этого задания, например, нарисовать свой рисунок во время занятия.
ВНИМАНИЕ! РЕКЛАМА: В ЧТОТиБе РАБОТАЕТ «ВОЛШЕБНАЯ ЛАВКА» - В ПРОДАЖЕ «ЧЕРТЫ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ»:
терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, способность к сопереживанию (Разумеется, всё это ярко красиво оформлено).
Предлагаю приобрести одну или несколько вещей, которых у вас нет.
(Приглашаю желающих. Например, покупатель просит у продавца в лавке «терпения». Выясняю, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть терпеливым.
В качестве платы прошу у покупателя что-то взамен, например, «чувство юмора», которое у него в избытке).
Музыка. Сказка. 5 девушек и 1 юноша.
Жила - была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к Волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку на всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило Землю, пришла Любовь в условленное место и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.
- Выбирай, - сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта (каждая девушка показывает яркое название своего имени).
- Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…
-Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела каждой в глаза.
Задумалась Любовь…
А кого бы выбрали вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула её руку.
Почему Любовь выбрала Доброту?
После обсуждения переходим к блиц опросу.
Блиц опрос:
1. В каком документе излагаются основные принципы толерантности?
2. В чём может проявляться нетерпимость людей по отношению друг к другу? (в оскорблениях, насмешках, игнорировании, негативных предрассудках и стереотипах, дискриминации, угрозах, расизме, национализме и т.д.).
3. Как называется столкновение противоположных интересов людей, их групп, объединений? (конфликт).
4. Каков наилучший способ выхода из этих столкновений? (внимание, выбор безопасного поведения, мирный договор, сотрудничество, компромисс).
5. В каком документе провозглашены основные права человека? (Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 года).
6. В каком документе закреплены основные права детей? (Конвенция о правах ребёнка, 20 ноября 1989 года).
7. Чем декларация отличается от конвенции?
8. Является ли волонтёрское движение частью толерантного поведения? Объясните свою позицию.
9. Есть ли границы у толерантного поведения? (Есть. Мы воспринимаем другого человека таким, какой он есть. Если он не нарушает права других людей. И если нет угрозы жизни и здоровью окружающих).
Предлагаю каждой группе придумать и показать свою эмблему толерантности. После этого на слайде смотрим официально принятую эмблему толерантности и обсуждаем её смысл.
Сейчас прошу представителей каждой группы представить черты толерантной личности.
Запишем в тетради черты толерантной личности:
ТЕРПЕНИЕ,
ЧУТКОСТЬ,
ДОВЕРИЕ,
ЧУВСТВО ЮМОРА,
СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ,
УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ,
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ,
РАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ДРУГИМ,
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ,
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ,
УМЕНИЕ НЕ ОСУЖДАТЬ ДРУГИХ,
СПОСОБНОСТЬ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ
Озвучиваются итоги работы групп. Если учебное занятие – выставляются оценки. Можно стимулировать студентов, если это и воспитательное занятие.
Заключение: У каждого перед собой лежат знаки препинания. Поднимите тот знак, который наиболее полно объясняет состояние вашей души.
Объясните, пожалуйста, почему вы подняли именно этот знак.
Если занятие проводится в ноябре, в День Толерантности, обязательны в заключении тёплые слова о Матери.
Прочитав материал преподавателя ЧТОТиБ Корнатовского К.В. по теме «Что значит быть толерантным», отмечаю, что подобные уроки и учебные занятия несомненно полезны, т.к. несут большую эмоциональную нагрузку, формируют потребность участия в социально значимых и гражданских проектах. Активно вовлечённые в сотрудничество участники – студенты и преподаватели узнают много нового и интересного; смотрят другими глазами на события, происходящие в обществе; по – новому оценивают своё и чужое поведение.
Прочитала интересный материал Корнатовского Константина Викторовича о проведении учебно — воспитательного занятия о толерантности. Тема, безусловно, актуальная, потому что толерантность предполагает такой выбор поведения, который исключает конфликты. Предполагает мир и сотрудничество. Само занятие изобилует творчеством: здесь возможна работа в группах и парах, создание рисунков о толерантном поведении, конкурс на эмблему о толерантности и т.д. Думаю, что польза от такого материала несомненна для педагогов и воспитателей и, конечно, студентов и обучающихся