Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Новые веяния в советской культуре в 1950-70-ые годы

Семинар: «Новые веяния в советской культуре в 1950-70-е гг.»
Цель: Понять, какие новые веяния в советской культуре возникли в 1950 – 1970 – е годы и почему.
Время занятия: 2 учебных часа (1,5 астрономических).
Ход семинара
Здравствуйте! Прежде, чем начать, предлагаю размяться: я буду спрашивать, а вы – поднимаете руки и по – моему разрешению отвечаете. При ответах обязательно вставайте - движение – полезно. Работаем в темпе блица:
- Какой сегодня год?
- Какой месяц?
- Какой день недели?
- Какое число?
- Чем сегодняшнее число знаменательно в российской и мировой истории? - Какие события произошли в этот день? (В зависимости от даты проведения занятия готовятся на ПК слайды или презентация).

После разминки переходим к теме учебного занятия.

Записываем тему урока и его план. Во время записи сформулируйте цель сегодняшнего учебного занятия:
1. Понятие культура и основные черты советской культуры.
2. Изменение положения СССР в мире после II Мировой войны.
3. Предыстория «Оттепели».
4. Новые веяния в советской культуре в 1950 – 1970 - е годы:
4.1. Стиляги;
4.2. Выставка П. Пикассо в Москве в 1957 году;
4.3. Живопись «Оттепели»;
4.4. Открывание СССР внешнему миру;
4.5. Литература «Оттепели»;
4.6. Шестидесятники в литературе;
4.7. Шестидесятники в кино;
4.8. Шестидесятники в театре;
4.9. Развитие советского телевидения.
Студенты формулируют цель занятия.

В процессе работы отмечайте всё новое, что возникло в культуре и искусстве СССР в 1950 – е – 1970 – е годы. В конце учебного задания обязательно подведём его итоги.

1. Понятие «культура» и основные черты советской культуры.
1.1. Понятие культура.
С детства мы слышим от взрослых слово «Культура». Прошу присутствующих объяснить его значение.

После обсуждения предлагаю ознакомиться с определениями «Культуры», данных учёными:
Культура – человеческая среда, придающая человечеству смысл и содержание (Э. Бенвенист, французский лингвист);
Культура – артефакты, понятия и модели поведения (Г. Елизарова, лингвист);
Культура – всё, что создано человеком (Риккерт, немецкий философ);
Культура – негенетическая память коллектива (Ю. Лотман, советский литературовед, академик).
После уточнения понятий в определениях и краткого обсуждения на их соответствие, останавливаемся на том, которое наиболее отражает определение «культура» и записываем его в тетрадь.
Перед просмотром презентации нацеливаю студентов определить основные черты советской культуры.

1.2. Смотрим презентацию «Основные черты советской культуры».
Посмотрев презентацию, предлагаю студентам отметить, что было характерно для советской культуры. Ответы студентов сверяются с последним слайдом презентации. При необходимости уточняют и дополняют её. Обязательна мысль о том, что в советской культуре отображены реалии сегодняшнего дня. При этом применяется метод социалистического реализма.
Презентация на тему: Основные черты советской культуры

После этого по критериям в тетради оцениваем презентацию.

Перед началом просмотра следующей презентации даю опережающее задание - определить, как изменилось положение СССР после II мировой войны?

2. Изменение положения СССР в мире после II Мировой войны – презентация.
В ходе обсуждения после просмотра выясняется, что до начала II мировой войны СССР был изолированным государством, исключённым как агрессор за войну с Финляндией из Лиги Наций. После окончания II мировой войны положение нашей страны значительно изменилось: СССР стал великой индустриальной державой, разгромившей нацизм и японский милитаризм, имеющий ядерное и термоядерное оружие, самую большую армию в мире, войска которой стояли во многих государствах. Под руководством СССР возникла мировая система социализма. В мире возник интерес к Советскому Союзу: к советским успехам в строительстве социализма, к советской культуре и образованию, к советской истории. СССР покорил мировое сообщество способностью разгрома германского фашизма, быстрым восстановлением народного хозяйства после войны, интеллектуальными и спортивными успехами. По инициативе СССР была создана ООН – гарант мира на Земле. СССР стал членом Совета Безопасности ООН, способным заблокировать любое его решение.
По критериям оцениваем презентацию.

3. Предыстория «Оттепели» - презентация. Перед просмотром нацеливаю определить, что явилось причиной или предпосылкой изменений в культурной жизни советского общества.
После просмотра и ответа на вопрос, оцениваем качество презентации.

4. Новые веяния в советской культуре в 1950 – 70-е гг.:
4.1. Стиляги – презентация. Перед просмотром выясняем, кто такие стиляги.
После просмотра обсуждаем суть и особенности этого движения:
- Почему оно возникло?
- В чём его особенности?
- Почему советская власть боролась со стилягами?
- Чем закончилась эта борьба?
- Есть ли стиляги в наше время?
Оцениваем презентацию.

Ребята! Мы с вами вспомнили и определили основные черты советской культуры. И теперь переносимся в то теперь уже далёкое для нас время – в пятидесятые годы XX века.

В 1957 году в СССР впервые была организована выставка работ художника, скульптора и театрального оформителя П. Пикассо. Желающих посетить её было столько, что возникли километровые очереди.

После просмотра презентации предлагаю ответить на вопрос:
- Понятно или не совсем вам творчество П. Пикассо?
- Импонирует ли оно вам? Если «да», - то чем?
- Чем был вызван интерес советских людей к выставке испанского и французского маэстро?
- Что в его работах привлекало население СССР?

4.2. Выставка П. Пикассо - презентация;
Обсуждаем то, что увидели и отвечаем на вопросы.
А как развивалась живопись в СССР?
Предлагаю открыть учебник («История России. 11 класс», 2008 под ред. А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова), с. 119. Рассмотрим картину Н. Андронова «Плотогоны».
Презентация на тему: Выставка П. Пикассо

После просмотра студенты отвечают на вопросы:
- Кто изображён на картине?
- Чем они заняты?
- В чём смысл их работы?
- Во имя чего они трудятся?
- Какой труд изображён на картине?
- Какие эмоции у людей труда?
- Какие цвета и краски использованы художником?
- С чем у вас ассоциируется эта картина?

После ответов студентов уточняю:
«Суровый стиль» утвердился в советской живописи в период «Оттепели» в молодёжной среде. После разоблачения культа личности И.В. Сталина провозглашался возврат к идеалам революционной эпохи, которые не искажены правлением И.В. Сталина.

Искусство «сурового стиля» противопоставлено социалистическому реализму. Художники отказываются от изображения приукрашенной советской действительности. Они показывают реальную жизнь. Основная тема – тема труда. Труд показывается как преобразование окружающего мира путём физических (как показано на картине) или интеллектуальных воздействий. Герои «сурового стиля» - труженики, создатели новой жизни. Строители, полярники, геологи, преобразователи Сибири. Они трудятся в суровых условиях, они сделали свой выбор самостоятельно во имя своего дела. На их лицах нет лучезарных улыбок, как это было принято в искусстве при И.В. Сталине. Напротив, рабочие серьёзны и сосредоточены.

Другой становится и художественная форма. Живопись основывается на плакате, творчестве русских авангардистов, европейских модернистов, художников станковой живописи (понятия авангард, модернизм и станковая живопись – уточняются).

Изображения просты и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур, упрощение пространства. Деформации форм. Благодаря этому изображение повседневности приобретает многозначительность и монументальность. Темами «Сурового стиля» помимо труда были революция и гражданская война, когда доведённые до отчаяния люди самоотверженно боролись с врагами за справедливое светлое будущее.

В Советском Союзе также были другие известные художники.

После просмотра презентации о них попробуем понять, чем они были знамениты, кого изображали и почему во время посещения выставки в Манеже руководитель СССР Н.С. Хрущёв распорядился «Отправить эту «мазню» и её авторов за границу.
Прошу студентов оценить презентацию.

4.3. Живопись «Оттепели» - презентация;
После просмотра обсуждаем то, что увидели.
- Чем были знамениты советские художники, работы которых мы увидели в презентации?
- Кого или что они изображали?
- Чем был рассержен Н.С. Хрущёв на выставке в Манеже?
Распоряжение Н.С. Хрущёва о высылке не было выполнено. Как вы полагаете, почему?
Презентация на тему: Живопись «Оттепели»

Оцениваем презентацию.

До начала «Оттепели» СССР был закрытым государством. И вдруг – выставка П. Пикассо! А за ней произошли ещё два выдающихся события мирового масштаба – презентацию о них мы сейчас увидим.
Исполняю один куплет песни В.П. Соловьёва – Седого «Подмосковные вечера», которая была специально написана к VI Фестивалю молодёжи и студентов в Москве в 1957 году.

4.4. Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москве и международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского – презентация.

После просмотра выясняем, были ли достигнуты цели этих мероприятий и какие данные события имели последствия?
Оцениваем презентацию.
«Оттепель» началась с литературы. Из литературы пришло и само слово – «Оттепель». Пожалуйста, объясните значение этого понятия и его название историческому отрезку времени в СССР.
Предлагаю познакомиться с литературой «Оттепели».

4.5. Литература «Оттепели» - презентация;
Оцениваем презентацию.
Исполняю один куплет песни В. Высоцкого о войне (очень актуально в год 75 - летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне).

Поднимите руки, кто слышал песни В. Высоцкого. Далеко не все знают, что Владимир Семёнович – шестидесятник. Шестидесятников уже нет в живых, но до сих пор мы смотрим фильмы Э. Рязанова, П. Тодоровского, Г. Данелия и других режиссёров, воспитанных в 1960 – е годы. До сих пор звучат песни на стихи Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Р. Рождественского, А. Дементьева. В 2014 году мне удалось присутствовать на встрече с лауреатом Нобелевской премии Е. Евтушенко. Предлагаю посмотреть презентацию о творчестве этих великих людей.

4.6. Шестидесятники в литературе – презентация;
Дополняю о миссии Е. Евтушенко по миру с российской и советской поэзией.
Предлагаю оценить презентацию.
Интересуюсь у студентов, любят ли они кино?
- Какие фильмы смотрят?
- Что их привлекает в кино?

С момента возникновения кинематограф занял прочное место в мировой индустрии отдыха, развлечения, познания и воспитания. В каждую эпоху были свои любимые фильмы. Были они и у советских шестидесятников.

Шестидесятники пришли в кино из литературы и блеснули в нём необычайно ярко! Фильмы, снятые воспитанниками этого незабываемого времени, собирали десятки миллионов людей, а некоторые из них победили в международных кинофестивалях.

4.7. Шестидесятники в кино – презентация;
Сложно представить жизнь без кино. Вероятно, некоторые из представленных в презентации фильмов вы видели. Или видели другие, снятые режиссёрами, воспитанными в годы «Оттепели». Многие известные актёры воспитывались в то время.
- Чем для нас ценно это кино?
- Что нас в нём привлекает?
- Какие фильмы из тех, которые представлены в презентации, вы видели? - Пожалуйста, поделитесь впечатлениями от их просмотра.
- Какие собираетесь посмотреть?

В ходе обсуждения обязательна мысль о том, что полной свободы у советских людей, конечно, не было. Потому они реализовывали себя в том, что было в тех условиях возможно: снаряжали рюкзаки, сменяли осуждённых на стройках народного хозяйства, ехали на новостройки, на целину с гитарами, палатками, песнями – в этом была их безграничная свобода. Костры, стихи, комсомольские свадьбы. Невероятно популярной стала профессия геолога. Геолог – главный герой фильма «Короткие встречи». Помимо свободы, в фильмах горели темы патриотизма, нравственности, ответственности.
Пожалуйста, оцените презентацию.

Из кино переносимся в театр.
- Любите ли вы театр?
- Ходите ли в него?
- Когда последний раз были в театре?
- Что смотрели и каковы впечатления от просмотренного?

Искусство театра в его неповторимости. В атмосфере. Артисты театра десятилетиями исполняют одни и те же роли, и делают это каждый раз по – новому. Но в театре нельзя сфальшивить и ошибиться. Сыграть плохо. Здесь нет дублей и многочисленных съёмок. В этом величие и своеобразие театра. Предлагаю посмотреть презентацию «Театр шестидесятников». Подумайте, почему за театральными билетами стояли многочисленные очереди?

4.8. Шестидесятники в театре – презентация;
После просмотра презентации отвечаем на вопрос. Размышляем, почему в настоящее время ценность театра несколько снизилась?
Оцениваем презентацию.

Искусство, даже в тяжёлые годы несёт информацию, знание, ценности. Когда возможности искусства пусть и немного расширяются – в этой необыкновенной сфере творческой деятельности появляется много нового. Много нового появилось в это время и в нашей стране – СССР – это было время впечатляющих успехов: мы первыми на планете применили в мирных целях атом, стали покорять космос. Советские наука и образование оказались образцом для подражания для всех без исключения государств мира. На Западе у нас появилось много друзей и союзников, которым СССР представлялся авангардом человечества, страной победившей мечты.

Поднимите руки, кто смотрел сериал «Оттепель»?
- Какова, по – вашему мнению, основная мысль авторов этого прекрасного фильма?
После обсуждения определяем, что это – оптимизм советского народа, который проявлялся и в быту и в творчестве. Поэтому столько произошло нового и интересного!
Трудно представить наше время без телевидения. Телевидение появилось ещё в тридцатые годы прошлого века, но массовое распространение оно получило именно в годы «Оттепели» и последующие десятилетия. Сейчас вашему вниманию будет предложена презентация о первых программах телевидения в 1950 – 1970 – е годы. После просмотра предлагаю обсудить то, что посмотрели.

4.9. Развитие советского телевидения – презентация.
- Знакомы ли вы с первыми телепрограммами советского телевидения?
- Смотрели ли вы их?
- Что ни будь полезного они вам дали? Если «да» - то что?
Оцените, пожалуйста, просмотренную сейчас презентацию.

Наша встреча подходит к концу. Перечислите новое, возникшее в культурной жизни СССР в годы «Оттепели» и последующее десятилетие.
Поделитесь впечатлениями от нашей совместной работы.
Домашнее задание: напишите эссе на тему: «Стиляги в СССР – субкультура или контркультура?». Не забудьте о том, что в эссе – главное не мнение, а его аргументы.
Объявляются итоги урока и оценки студентов. Благодарность всем присутствующим за работу.
Презентация на тему: Развитие советского телевидения

Примечание: чтобы скачать все 12 презентаций, которые используются в этой работе, нажмите кнопку "Скачать эту работу", которая находится под презентацией.

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Классный час для студентов 1 курса колледжа с презентацией на тему: Толерантность
Опубликовано: 376 дней назад (8 сентября 2020)
Просмотров: 220
+2
Голосов: 2
Анна Венедиктовна # 8 сентября 2020 в 15:39 +1
Интересный материал, интересная тема, чувствуется профессионализм,спасибо за размещение.
Татьяна Владимировна # 8 сентября 2020 в 15:46 0
Случайно обнаружила занимательную разработку по отечественной истории. Обязательно возьму её на вооружение. Спасибо.
Елена Ивановна Раджабова # 8 сентября 2020 в 16:53 0
интересный материал
Мария Ивановна # 9 сентября 2020 в 04:51 0
Данная работа полезна,так как охватывает интересный период истории СССР хорошо,что к ней прикреплены презентации, которые обращающиеся,как правило,правильно делать не умеют.Все компоненты занятия выстроены,есть связки.Уверена,разработка будет использована.