Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мотивация на уроках математики

Из опыта работы учителя математики. Мотивация на уроках математики
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности. Он заключается в том, что ребёнок «получает удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного её результата» (Б.И.Додонов)

Мы часто говорим о том, что нашим детям не хватает мотивации в учёбе. Им каждый раз стоит большого труда начать заниматься. Нам, учителям и родителям, приходится стоять у них «над душой» , чтобы заставить их делать уроки, а не играть в игрушки на телефоне или компьютере. Мы боремся каждый день, чтобы они чему-то научились.

Я расскажу о своих способах мотивации на уроках мотивации.
В математике много алгоритмов, которые хорошо запоминаются путём тренировки, то есть надо решать похожие примеры. Для детей это скучно и нудно, поэтому зачастую решает только тот ученик, который выходит к доске, а остальные бездумно списывают. Поэтому, я решила мотивировать учеников, которые не у доски, дополнительной системой оценивания «получи пять плюсов, и я поставлю пятёрку в журнал».

Как это работает. Например, если взять тему шестого класса «Сложение и вычитание смешанных чисел». Сначала, мы с учениками совместно разбираем все случаи по этой теме. Затем, я на доске выписываю все номера, которые мы будем делать на уроке. Получается где-то шесть номеров, в каждом по три-четыре примера. По каждому номеру один ученик вызывается к доске, а остальные делают задание у себя в тетради. Если ученик успел сделать номер в тетради до того как его сделали на доске, то он поднимает руку и я проверяю у него. Если номер сделан правильно, то я ставлю плюс. А в конце урока мы подсчитываем количество набранных плюсов за урок. Если у ученика набралось пять плюсов, то я ставлю пятёрку в журнал.

Кто-то скажет, что нынешним детям пятёрки неважны, но это не так. В любом классе есть несколько учеников, которым изначально нужны пятёрки, а остальные дети, видя, что они с лёгкостью их получают, тоже начинают пытаться их получить. И если, на первых парах, плюсики пытается получить где-то треть класса, то через некоторое время в такую работу включается практически весь класс. Иногда у них даже доходит до соревнования, то есть они сами следят, кто решил первым и стараются на следующем задании оказаться на первом месте.

При этом я не ставлю плюсы за решения «тяп-ляп» или просто за ответ. Должно быть полное обоснованное решение, а если это новые примеры, то решение должно быть выполнено по образцу, который мы записали ранее. Почему так, я столкнулась с тем, что всё большее количество учеников игнорируют оформление заданий, которые им предлагает учитель. Дети объясняют это тем, что это и так всё понятно и очевидно, зачем же тогда это всё прописывать. Мы же учителя хотим их на простых примерах научить решать сложные, а для этого надо очень хорошо понимать все ходы решения, которые впоследствии мы будем пропускать.

Так же с помощью такого оценивания можно увидеть, как ученик понял данную тему и уже на первом уроке увидеть ошибки каждого ученика, и сразу же их исправить.

И ещё выделяются слабые и сильные ученики. Для сильных учеников, кто быстро и легко справляется с базовыми заданиями, у меня всегда есть дополнительные задания, за выполнение которых я тоже ставлю плюсы. Слабые же ученики, тоже поддаются массовому решению и пытаются решать задания вперёд. У меня был случай, когда дети со слабыми навыками в математике, дома начинали пытаться заниматься вперёд, чтобы на уроке было легче.

Конечно, такая форма работы тяжела для учителя на уроке, так как получается, что учитель работает одновременно и с учеником у доски и практически с каждым учеником в классе, но такая работа даёт результат, а это главное!

Ещё один способ мотивации, который я использую на уроках, когда надо решать задачи. Основная проблема при решении задач у учеников заключается в том, что они плохо читаю условие задачи. Они не всегда видят, что нам известно по условию, а что надо найти, а иногда даже не понимают, что им надо найти. На таких уроках, я с детьми сначала решаю не очень сложные логические задачки. Приведу пример нескольких таких задач:
1) На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (Ответ: 4)
2) В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется свечей? ( Ответ: останется 20: задутые свечи не сгорят полностью)
3) Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Ответ: не может, дни разделяет ночь)
На примере таких задач дети начинают лучше понимать условие задачи и что им надо найти.

Рекомендуем посмотреть:

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики Развитие речи на уроках математики у учащихся с ОВЗ коррекционных школ Формирование экологической грамотности на уроках математики Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики
Опубликовано: 396 дней назад (18 августа 2020)
Просмотров: 392
Рубрика: статья
+4
Голосов: 4
Виктория Анатольевна Бессонова # 18 августа 2020 в 16:39 +1
Здравствуйте Ирина Михайловна! Вы делитесь своим опытом работы. Это прекрасно! Отличная статья - это только начало общения с другими педагогами на сайте. Голосую!
Ирина Михайловна Платонова # 18 августа 2020 в 16:41 +1
Здравствуйте, Виктория Анатольевна. Спасибо большое за комментарий.
Ольга Васильевна Яковлева # 21 августа 2020 в 09:36 +1
Здравствуйте Ирина Михайловна! Интересный прием активизации учеников Вы предложили. Главное, есть результат! Дальнейших творческих успехов! голос