Работа над развитием речи на уроках математики учащихся с ОВЗ коррекционных школ.
Из опыта работы Васютовой О.Е. учителя математики с детьми с ОВЗ коррекционной школы.
Описание: Данная разработка может быть полезна учителям математики коррекционных школ. Перед учителем математики коррекционных школ стоит задача не только над развитием мышления, воображения, смекалки, мыслить логически, здоровьесбережения, но и развития речи.
Для развития речи и письменной грамотности учащихся, в своей педагогической деятельности применяю следующие виды деятельности и направления:
1) Систематически провожу
математические диктанты с обязательным проговариванием каждого задания, более слабых учащихся прошу повторить задание.
2) Каждый урок провожу
опрос по изученной теме.
3)
Комментирование решения примеров и задач по очереди, по просьбе учителя, кто желает.
4) Применяю в работе
задания «Продолжи мысль», «Повтори».
5) Часто в работе предлагаю учащимся
вспомнить материал того или иного урока, вспомнить алгоритм решения примера или задачи, вспомнить правило.
6) Предлагаю
решить кроссворды, составляем кроссворды с детьми в рамках декады математики или на определенные темы уроков, применяя правила из учебника математики.
7) Трактую
происхождение слов. (Остроугольный треугольник - все углы острые, разносторонний треугольник – все стороны разные, равносторонний треугольник – все стороны разные).
8) Использую
исторический материал (Великие ученые-математики, римская нумерация, дроби, часы…).
9)
Проговаривание трудных слов по очереди и хором.
10)
Чтение на уроке: про себя, хором, «жужжащие чтение», цепочкой и т.д. правила, условия задачи…
11)
Выписывание слов с ошибками, трудно запоминаемых слов.
12) Важную роль играет
использование ИКТ на уроках математики и внеклассных мероприятиях.
13)
Использование «шпаргалки» на уроках, которые дети ведут уже несколько лет. На картонном листочке дети сами записывают основные термины, планы и алгоритмы решения примеров, задач, что запомнить трудно, но может пригодиться на следующих уроках.
14)
Математика в стихах, отгадывание загадок про геометрические фигуры, числа, геометрические тела, единицы измерения, действия…
15) Придумываю сама и прошу
придумать задачу про класс, про одноклассников, нашу школу, свою семью…
16) Прошу
прочитать примеры разными способами.
Например: 56+21 можно прочитать как сумма чисел 56 и 21; 1 слагаемое 56, 2 слагаемое 21; К 56 прибавили 21 и т.д.
17)
«Найдите ошибку». Сама целенаправленно делаю ошибку, прошу найти и исправить ее. Если вижу, что ученик допустил ошибку, решая на доске, прошу одноклассников найти и исправить.
18)
Составьте правило из слов. Например даны слова: неизвестное, чтобы, надо, к разности, прибавить, найти, вычитаемое, уменьшаемое. Должно получиться правило: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
19) Вместо зазубривания правил, стараемся
записывать кратко план, алгоритмы решения примеров и задач, чтобы пользоваться ими.
Например, при сложении и вычитании дробей с разными знаменателями записываем план:
Чтобы выполнить + или – дробей с разными знаменателями:
1. Находим НОЗ (наименьший общий знаменатель).
2. Находим ДМ (дополнительный множитель).
3. ДМ умножаем на числитель дробей.
4. Выполняем + или – в числителе.
5. Выполняем преобразование дроби (если надо).
20) Систематически провожу
работу со словами – паразитами.
21)
Сотрудничаю с учителями письма и чтения.
22) Ежегодно провожу с детьми
декады математики.
Все эти виды работ будут эффективными, если проводить их систематически.
Рекомендуем посмотреть:
Использование технологии проблемного диалога на уроках математики
Формирование экологической грамотности на уроках математики
Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики
Мотивация на уроках математики