Выступление на школьном методическом объединении учителей начальной школы по теме: "Методы и приёмы формирования навыков самоконтроля у младших школьников"
СЛ № 1 В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету.
СЛ № 2 Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.
СЛ № 3 Учебное действие оценки – это действие самого ученика. Начиная с 1-го класса учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки как основы для постановки будущих учебных задач. Необходимо вооружить детей такими
умениями, как:
- выделять критерии оценки,
- фиксировать их определённым образом,
- проводить пооперационный контроль,
- проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
- высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.
Учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия. После самооценки ученика обязательно следует оценка учителя по тем же критериям. Ребёнок видит, что не всегда оценки разных людей могут совпадать. Он осуществляет пооперационный корректирующий контроль действий, выясняя, почему не совпали оценки.
Для формирования действий контроля и оценки у младших школьников можно использовать следующие
приёмы и задания:
1. СЛ.№ 4Прогностическая оценка – оценка своих возможностей для решения той или иной задачи. . Дети начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения .
2. СЛ.№ 5 Задания – “ловушки” - готовые ловушки на рефлексию освоения способа действия.
Задания по математике 1 класс.
1. В клетке находятся три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как это случилось? (Нужно отдать одной девочке клетку вместе с кроликом)
2. Двое подошли к реке. У берега всего одна лодка. Как им переправиться на другой берег, если лодка может взять только одного человека? ( Путешественники подошли к противоположным берегам реки.)
3. СЛ.№ 6“Проверь себя” - задания на сопоставление своих действий и результата с образцом.
4. Классификация задач по способу их решения и составление подобных задач.
СЛ.№ 7 Задание. Обоснуй в каждом способе решения задачи, используя текст и схему к ней.
Задача. На двух полках 12 книг, на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке?
СЛ.№ 8 1 способ 1) 12 – 2 = 10 (кн.)
2) 10 : 2 = 5 (кн.)
3) 5 + 2 = 7 (кн.)
2 способ 1) 12 + 2 = 14 (кн.)
2) 14 : 2 = 7 (кн.)
3) 12 – 5 = 7 (кн.)
3 способ 1) 12 : 2 = 6 (кн.)
2) 2 : 2 = 1 (кн.)
3) 6 – 1 = 5 (кн.)
4) 12 – 5 = 7 (кн.)
4 способ 1) 12 : 2 = 6 (кн.)
2) 2 : 2 = 1 (кн.)
3) 6 – 1 = 5 (кн.)
4) 5 + 2 = 7 (кн.)
5 способ 1) 12 : 2 = 6 (кн.)
2) 2 : 2 = 1 (кн.)
3) 6 + 1 = 7 (кн.)
4) 7 – 2 = 5 (кн.)
5. СЛ.№.9 “Найди ошибку” - задания на обнаружение ошибок , их причин и способов устранения.
Найди в тексте 11ошибок:Наступила халодная зема. Падает лёхкий реткий снех. юля надела шупку, шапку, взела тёплые варешки и побижала водвор.
Спиши текст правильно. Продолжи текст , допиши 1-2 предложения.
6. СЛ.№.10 Составление задач по схеме (модели) – умение переходить от графического языка к словесной форме.
7. СЛ.№.11 Создание “помощника” - куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно.
8. СЛ.№.12 Обоснованный отказ от выполнения задания.( (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
9.Построение гипотез, умение видеть различные варианты решения задач и т.д. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолёты летают? Почему бывают день и ночь?…
10. «Умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю»).
СЛ.№ 13 Рассмотрим фрагмент урока математики в 4 классе На примере этого фрагмента дети осуществляли рефлексивный контроль. Тема: “Умножение чисел, оканчивающихся нулями”.
Начинаем урок с самостоятельной работы.
Найдите значение выражений:198*10 36*3 27*100 122*2 45*0 24*5 745*1 24*50
При проверке работы ученики ответили на вопросы:
• Чем были похожи выражения?
• Какими правилами пользовались в ходе работы?
• Какие знания помогли справиться с заданием?
• Какие вопросы возникли и почему?
Выяснили, что последний случай умножения 24* 50 встретился впервые, дети этого ещё не знают. Встала УЗ – научиться умножать на разрядное (круглое) число. УЗ фиксируется на доске и начинается поиск её решения. Все детские предложения записываются на доске и не комментируются учителем. После обсуждения версий и соответствующих вычислений ученики пришли к выводу, что нужно умножить число на произведение, чтобы найти значение последнего выражения:
24*50=24*(5*10)
Однако имеющихся знаний не хватает, т.к. свойство умножения числа на произведение детям ещё не знакомо. Возникает мотивация к изучению нового свойства. Знание свойства умножения числа на произведение нужно для решения возникшей учебной задачи. После изучения свойства
вычисляем значение выражения:
24*50=24*(5*10)=(24*5)*10=120*10=1200
На следующих этапах уроков по постановке УЗ и на последующих уроках идёт работа по усвоению учащимися открытого общего способа действия – пооперационный (пошаговый) контроль – контроль над правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав способа действия. Контроль должен быть направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок. Контролировать каждый шаг каждого ученика важно лишь очень короткое время (во время выполнения одного – двух заданий), а потом надо организовать постепенный переход от пошагового контроля к самоконтролю. Как включить каждого ученика в активную деятельность на уроке? Можно организовать работу в парах или в группах. Сначала каждый ученик самостоятельно применяет на практике открытый способ действия. Затем весь алгоритм дети проговаривают друг другу, обучая товарища и контролируя себя. Наконец, слово предоставляется всей группе (паре) для выступления перед классом. При этом класс внимательно слушает и оценивает работу группы. Здесь осуществляется и самоконтроль, и взаимоконтроль.
СЛ.№14 Диагностический контроль можно провести на следующем уроке после открытия нового общего способа действия. Его цель - определение уровня первичного усвоения и последующая коррекция, как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся.
Рассмотрим пример такой работы по теме: “Сложение и вычитание многозначных чисел”.
Найди значение выражений:
95340+6217
1345-392
• Запиши выражения в столбик.
• Покажи стрелочками разряды, которые переполняются (разбиваются).
• Определи, сколько цифр будет в значении суммы (разности).
• Найди цифру в каждом разряде.
Эта работа проводится “на входе” - на этапе решения частных задач.
Тестовая диагностическая работа “на выходе” проводится по окончании изучения темы. Её отличие от работы “на входе” в том, что в каждой операции представлены все возможные варианты неправильного выполнения. Задача учащихся уже не просто выполнить каждую операцию, а найти правильное решение и обосновать ошибочность других вариантов решения.
Учащийся должен быть сам заинтересован в таких работах с целью обнаружения чужих ошибок и коррекции собственных. Например, тестовая диагностическая работа по теме: “Деление многозначного числа на однозначное”.
1. СЛ.№15 Найди ошибки. Вычисли значение выражений правильно:
2. Проверь, правильно ли определено первое неполное делимое и количество цифр в значении частного. Спиши, исправляя ошибки.
Итоговый (констатирующий) контроль осуществляется на уроках математики в форме проверочных и контрольных работ. Можно “включить” учеников в процесс оценивания через подготовку контрольной работы. В конце изучения темы или раздела, за 2-3 урока до проведения контрольной работы, учащимся предлагается продумать её содержание. Дети выделяют основные понятия темы, те способы, которыми должны были овладеть, те навыки, которые приобрели в ходе работы над данным разделом. Коллективно обсуждается и характер практического материала, на котором можно проверить умения. Сущность этого этапа заключается в сопоставлении учебной цели с результатом. Что в этой теме главное? Что следовало понять? Чему научиться? Что я понял? Что умею? Чего не умею? Почему?
В процессе этой деятельности осуществляется рефлексивный контроль и предварительная (прогностическая) оценка себя, усвоения материала, своих успехов и неуспехов. Вместе с тем систематизируется и обобщается усвоенное. Создаётся возможность самому учащемуся провести коррекцию собственной учебной деятельности на таком уроке, получить ответы на возникающие вопросы и поставить перед собой конкретные задачи по устранению пробелов в знаниях. Урок проходит за 2-3 дня до контрольной работы, ребёнок имеет несколько дней для подготовки, что снимает тревожность.
Эти виды контроля осуществляются через систему различных форм работ: диагностических, самостоятельных, проверочных, стартовых, итоговых. Ранее в школьной практике контроль реализовывался на уровне воспроизведения и применения знаний по образцу. В современной школе необходимо осуществлять его на более высоком уровне – уровне применения знаний в новой ситуации, требующей от ученика творческой деятельности, что способствует воспитанию самостоятельно мыслящей личности. На мой взгляд, это новый, современный, научно-обоснованный подход к обучению.
Рекомендуем посмотреть:
Применение активных методов обучения на этапе презентации учебного материала в начальной школе
Использование технологии проблемного диалога на уроках математики
Развитие речи на уроках математики у учащихся с ОВЗ коррекционных школ
Формирование экологической грамотности на уроках математики
Похожие статьи:
Профессиональные умения учителя начальных классов