Статья по методике преподавания. Применение активных методов обучения на этапе презентации учебного материала в начальной школе
Метлицкая Антонина Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ№18 г Приморско-Ахтарск Краснодарский край
Цель:
раскрыть методическую ценность активных методов обучения на этапе презентации нового материала на уроках в начальных классах из опыта работы
Как известно, активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Как известно, АМО делятся на методы:
начала урока;
выяснения целей, ожиданий, опасений;
презентации учебного материала;
организации самостоятельной работы;
релаксации;
подведения итогов.
Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
На этапе презентации учебного материала требуется проявление творчества и фантазии учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема. Наряду с традиционным рассказом, эмоциональным представлением нового материала чаще использую активные методы: «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Стратегия ЗХУ», «Синквейн», «Пометки на полях» или «Инсерт» и др.
Цели АМО данного этапа: сориентировать учащихся в новой теме, представить им основные направления деятельности для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом, повысить мотивацию к обучению. Применяются при работе в группах, в паре, индивидуально.
Приведу пример использования АМО «Инфо-угадайка» (или «Белые пятна») из своей практики.
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Урок окружающего мира (4 класс УМК «Школа России», раздел «Земля и человечество»)
Урок 1 по теме «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо - Великая книга Природы» (в связи с сокращением программного количества часов, объединяем несколько схожих тем, в этом поможет один из АМО)
Оборудование: доска, маркеры разного цвета, лист ватмана, учебник А.Плешакова стр.4-21, атлас-определитель, словарь Ожегова.
Цель урока: наглядно и образно представить новый материал трех тем раздела «Земля и человечество», в виде структуры, оживить внимание детей, включить в активную деятельность, повысить мотивацию и самостоятельному поиску, дополнительной информации.
Раздаются заготовки с секторами. Лист разделён на сектора. Количество секторов зависит от количества вопросов, рассматриваемых в текстах учебника, методического сценария по усмотрению учителя. В данном случае - их пять.
Итак, начинаем урок.
-Предлается просмотр фрагмента фильма (онлайн-Кинотеатр «Вселенная», 1 серия)- 3-5 сек.
Далее задаются основные вопросы по темам урока и вписываются в колонки (сектора), маркерами разного цвета.
-О чём пойдет речь на уроке?
- Записываем тему на плакате (на доске) «Мир глазами астронома»
- Некоторые понятия нужны будут, чтобы двигаться дальше
1.Работа с первым сектором.Понятия
- Кто такой астроном? (человек занимающийся астрономией; с греческого- астрон звезда «номос» -закон, в старину- звездочёт; редкая профессия)-запись
-Что такое астрономия?
Добавляют подготовленные ученики:
1) Из словаря Ожегова (Наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом)
2) Из Википедии (наука, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел)
-Чтобы рассмотреть небесные тела, что нужно астроному? (телескоп)
-Галилео Галилей, итальянский ученый, впервые стал использовать телескоп.
Для дома: Подготовьте сообщение об этом ученом
2. Работа со вторым сектором . Вселенная.
- Мы продолжаем глазами астронома всматриваться в космическое пространство
- Что же там находиться?
- Почему Солнечная система? (в центре – Солнце)-запись в 3 сектор
-Солнечная система входит во Вселенную (запись поочередно во 2-3 сектора: солнце, планеты, тела звезды пульсары черные дыры туманности галактики скопления метеориты астероиды квазары кометы спутники небесная сфера)
-Понятие «Вселенная»- из словаря или Википедии ( в 1 сектор)
-Советую посм. фильмы серии «Вселенная»
3. Работа с третьим сектором .Солнце.
- Загадка: «Что выше леса краше света без огня горит?»
- Ученые предполагают, что Солнце сформировалось примерно 4,59 млрд лет назад Солнце — магнитоактивная звезда, поэтому влияет на состояние людей.
-Солнце-планета или звезда? (звезда, не путать)
-Что такое Солнце (огромный шар, диаметр в 109 раз больше диаметра З,, масса в 330 раз больше массы З., температура на поверхности 6000 гр, в центре-до 2-х млн.!!)
Правила безопасности в солнечный день (стр.учебника 7, один из учеников)
Нельзя долго смотреть на солнце, надевать солнцезащитные очки, загар-тоже вредно
- В старину люди поклонялись Богу Солнца
-Солнечное затмение? что это? (домашнее задание: узнайте, приготовьте сообщение)
4. Работа с четвертым сектором. Планеты
-В солнечной системе главные «жители»-планеты (запись)
- Какие вы знаете ? (записываются по порядку) Планеты «земной» группы – Меркурий, Венера, Земля, Марс, и планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- Вспомните считалку:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.(стих.А. Хайт)
-Плутон раньше входил в категорию «планет», но в 2006 году по голосованию Международного астрономического союза его исключили, так как таких планет-карликов очень много, ему присвоили номер 134340.
Сатурн – самая интересная планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда.
-Луна –спутник Земли, на поверхности много кратеров и гор. У многих планет есть спутник и не один. Для изучения –луноход
- Планеты все разные, но что их объединяет? (движение по орбите вокруг Солнца)
-Отчего происходит смена дня и ночи, времен года? (уже знают)
- Конечно-главное внимание к планете Земля.
- Почему? (Земля-наш космический дом)
5.Работа с пятым сектором "Звездное небо-книга природы"
-С чем можно сравнить звёздное небо? (с книгой Природы, это сокровища Вселенной) (запись) Для удобства Звездное небо разделили на участки –созвездия. В этой книге- 88 созвездий. Из России видно только 54! (запись)
-О многих вы и не слышали: Лисичка,Дельфин, Жираф,Треугольник, Циркуль.
Созвездие Большая Медведица (у разных народов называлось: Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш, телега, лось). Малая Медведица находится на северном полюсе звездного мира, знаменита тем, что в неё входит Полярная звезда, которая строго указывает на север. Это не имя звезды, а её роль. (альфа, Киносура)
- Дома (сообщения «Мой знак Зодиака», «Легенды и мифы о Созвездиях»)
Поведем итог:
-Зачем нужно всё это знать и узнавать? (чтобы лучше ориентироваться, жить с природой в мире)
В конце урока получается заполненная таблица, яркий плакат (показать)
Пояснение
Таким образом, наглядно представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» постепенно заполняются.
Этот метод изложения материала помогает детям следить за объяснением и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы.
Работы детей в конце урока помещаются на доску, затем они забирают с собой, чтобы дома еще раз вспомнить материал, подготовить сообщения по заинтересовавшей теме.
На итоговом уроке по разделу, все накопившиеся работы ученики помещаются в свои папки типа портфолио (результативность, диагностика)-показать.
Большой «учительский» лист с «Инфо-угадайкой» размещен на видном месте, чтобы при закреплении к нему обратиться.
Моделировать урок с использованием АМО интересно не только для учащихся, но и для самого педагога. Таким образом, использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.А применять их или нет, это уже дело учителя и его творчества.Любой метод обучения активным делает тот, кто его применяет!
Источники научно-познавательной информации для статьи -страницы свободной энциклопедии-Википедии.
Рекомендуем посмотреть:
Статья-размышление учителя русского языка и литературы
Описание активного метода обучения "Автобусная остановка"
Обучение проектированию на уроке
Активные методы обучения в вечерней школе
Похожие статьи:
Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов
Интерактивные методы обучения
Формы обучения в психологии
Профессиональные умения учителя начальных классов