Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование логопедических сказок для развития речи у дошкольников. Из опыта работы

Логопедические сказки
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Считается нормой, если первые слова у ребенка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям.

Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Сказки любят все, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник познает мир, вместе с тем познает и себя. А через самопознание ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире. Кроме этого развивается речевая функция ребенка - одна из важнейших психических функций человека.

Речь является основным способом передачи информации.
У детей, имеющих тяжелые нарушения речи, речь маловыразительная, скудная, эмоционально-экспрессивная лексика используется выборочно и фрагментарно. Это приводит к трудностям общения с окружающими и налаживания контакта с ними. Именно эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольника. Первостепенной задачей педагогов является выстраивания межличностных отношений между сверстниками и взрослыми.

В своей работе воспитателя группы компенсирующей направленности, использую различные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из методов является использование сказки. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Сказка помогает ребенку справиться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся неразрешимыми в жизни.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Логопедические сказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать. Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:
- систематичность и последовательность,
- учет возрастных особенностей,
- учет индивидуальных особенностей,
- учет структуры дефекта,
- поэтапность коррекции речи.

Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка. Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Логосказка может использоваться в разных видах деятельности:
• Продуктивная деятельность.
• Театральная деятельность.
• Коммуникативная
• Музыкальная деятельность
• Познавательная деятельность

Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок позволяет добиться высоких результатов. Дети с тяжелыми нарушениями речи показывают высокий уровень речевого развития, фонематического слуха и внимания, развития основных движений, движений мелких мышц рук. У детей повышается речевая активность, формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь. Дети выразительно передают простые действия персонажей, выполняют движения в ритме музыки.

Народная мудрость гласит: ребёнок - это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Детское творчество - важнейшая глава этой великой книги. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. «Волшебное путешествие в сказку Снегурочка».
Презентация на тему: Логопедическая сказка как средство коррекции речи детей дошкольного возраста

Рекомендуем посмотреть:

Советы для родителей. Домашний логопед. Звук С Диагностика фонематического слуха у дошкольников Памятка для родителей детского сада. Артикуляционная гимнастика Роль семьи при оказании логопедической помощи в системе реабилитационного процесса
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи
Опубликовано: 1341 день назад (24 августа 2020)
Просмотров: 1675
Рубрика: Статьи
+4
Голосов: 4
Ольга Андреевна Зубарь # 24 августа 2020 в 12:31 0
Олеся Григорьевна, спасибо за приглашение, уверена, Ваш материал найдет отклик у коллег и будет востребованным.
Олеся Григорьевна Пыжикова # 25 августа 2020 в 05:26 +1
Благодарю за комментарий.
Виктория Анатольевна Бессонова # 24 августа 2020 в 12:43 +1
Здравствуйте, Олеся Григорьевна! Спасибо, что Вы напоминаете нам - педагогам, как важно не упустить момент и помочь ребёнку с серьёзными, подчас тяжелейшими нарушениями речи. Ваш материал очень пригодится педагогам, работающих с дошкольниками. Только каждодневная работа с логопедической сказкой и использование её в разных видах деятельности сможет дать положительные результаты изменения в речи детей.
Олеся Григорьевна Пыжикова # 25 августа 2020 в 05:28 +1
Здравствуйте, Виктория Анатольевна. Благодарна за комментарий.
Инесса Пуляева # 25 августа 2020 в 19:26 0
Добрый вечер, Олеся Григорьевна. Просмотрела вашу статью, сама работаю в данном направлении. Материал в Вашей статье изложен поэтапно, создаётся четкое понимание проблемы и коррекционые методы направленные на ее решение. Думаю, что Ваш материал поможет не одному педагогу ДОУ.
Лариса Владимировна Валитова # 27 августа 2020 в 19:33 +1
Здравствуйте Олеся Григорьевна. Очень интересный , инновационный материал. Согласна, что сказка в жизни ребенка, особенно на ранних стадиях его развития, занимает главное место. И то, что Вы этим занимаетесь, я, например, приветствую и поощряю. Желаю успехов в этом направлении. Спасибо. Голос.