Конспект урока по читательской грамотности с презентацией, 1 класс. Трутнева «Эхо»
Конспект урока по читательской грамотности с применением текста Е.Ф.Трутневой «Эхо»
Автор: Новоселова Светлана Васильевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 города Серов Описание: данный конспект будет полезен учителям начальных классов, так как формирование читательской грамотности у обучающихся актуально в современное время. Цель: формирование читательской грамотности обучающихся во время знакомства со стихотворением Е.Ф.Трутневой «Эхо», развивая умение работать с представленной информацией, воспитывая интерес к чтению. Задачи: Дидактические:
1. Актуализировать знания обучающихся об условных обозначениях, которые используются при моделировании обложки, во время работы с таблицей.
2. Рассказать обучающимся интересные факты про эхо в ходе демонстрации презентации.
3. Познакомить обучающихся со стихотворением Е.Ф.Трутневой «Эхо» с помощью её прочтения. Развивающие:
1. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей во время ответов на вопросы.
2. Развивать умение анализировать текстовую информацию в соответствии с поставленной задачей во время работы над стихотворением.
3. Развивать умение формулировать задачи урока совместно с учителем в ходе урока. Воспитательная:
1. Воспитывать интерес обучающихся к чтению во время работы с текстом произведения.
Ход урока
- Здравствуйте, я вновь рада видеть вас на уроке.
- Для того чтобы узнать тему урока отгадайте загадку:
Угадай, кто я таков?
На любом из языков
Без запинки говорю!
Что ни скажешь – повторю. (эхо)
Правильно, сегодня на уроке, мы поговорим про эхо, а для этого:
1. Познакомимся с …
2. Узнаем интересную информацию о …
3. Создадим обложку для …
4. Выполним задания по …
Евгения Федоровна Трутнева - известная детская поэтесса.
Воспитывалась приемными родителями. После окончания в 1902 г. гимназии в г. Перми работала с 1906 по 1908 гг. в конторе Пермской железной дороги, в канцелярии губернского земства, секретарем и классной наставницей в перм. женской гимназии имени И. С. Тургенева. С 1931 г. работала в педагогическом институте сначала библиотекарем, затем лаборантом на кафедре.
Стихи начала писать еще в гимназические годы. В 1938 г. ее стихи появились на страницах литературно-художественного альманаха «Уральский современник», выходившего в Свердловске. В 1940 г. Свердлгиз издал книжку ее стихов «Подарок». С этого же года она стала постоянной сотрудницей детского журнала «Мурзилка».
Во время Великой Отечественной войны, заведуя литературной частью Перм. театра кукол, написала для него пьесы «В тылу врага» и «Сказка». Создала ряд песен, положенных на музыку ленинградскими композиторами Фарди и Прицкером и московским композитором Ковнером.
При жизни Е. Ф. Трутневой было опубликовано более 40 сборников ее стихов.
Послушайте произведение сегодняшнего урока. (слушание стихотворения Е. Трутневой «Эхо») Эхо
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
— Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: «Ты-ы!»
— С чем ты ходишь там? Постой!
Эхо мне в ответ: «Пустой-ой!»
— Выйди! Я хоть погляжу! Отвечает: «Погожу-у!»
— Я пойду, а ты сиди!
Эхо мне в ответ: «Иди-и-и!»
— Перееду за реку!
Эхо мне в ответ: «Ку-ку!»
— И найду тебя в кустах! Отвечает эхо: «А-ах!»
— От меня не убежишь! Отвечает эхо: «Ши-ш-ш!»
Что я прочитала? (Стихотворение.)
Какое это стихотворение: весёлое, грустное или забавное, похожее на игру? Кто догадался, как называется стихотворение?
О чем оно?
Создадим обложку для данного произведения
Какой из трёх вариантов подходит? Почему?
О том, как образуется эхо, Вы узнаете, посмотрев небольшой мультфильм:
Эхо – это отраженная от какого-либо препятствия звуковая волна. Отраженные звуковые волны возвращается к наблюдателю (источнику шума), который порой может услышать их гораздо позже. Именно этот отраженный от препятствий звук и зовется эхом.
Хотите узнать, на что способно эхо?
В волшебной пещере живёт Эхо,
С ним разговаривать просто потеха.
Давайте крикнем все: «Ау-у-у-у…»
В ответ услышим: «Уу-у-у-у…»
Скажем все: «Иди сюда!»
Отвечает Эхо: «А-а-а-а…»
Крикнем дедушке: «Ты где?»
Отвечает он нам: «Де-де-е-е…»
Хватит, дедушка, шалить,
Только бы тебе шутить!
Иди сюда, мы ждём тебя!
Послушайте ещё одно произведение про эхо. Учитель читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо».
«Мне было тогда лет пять-шесть. Мы жили в деревне. Однажды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке.
Ау! – кричу я.
«Ау!» отозвалось из лесной дали. Я удивился.
Да ведь это эхо! – сказала мама.
Эхо? А что оно там делает?
Ничего не делает. Твой же голос отдаётся в лесу, а тебе кажется, что кто-то тебе отвечает.
Я недоверчиво слушал маму.
Мама, а может, там всё-таки кто-нибудь дразнится? – тихо спросил я. – Пойдём в лес, посмотрим.
Ну пойдём, только никого мы с тобой не найдём.
Мы шли по лесу, и я изредка покрикивал: «Ты здесь?»
«Зде-е-е-сь!» – отвечало впереди.
И вдруг я увидел «эхо»...»
Как вы представляете себе то «эхо»? Учитель дочитывает рассказ.
«– Мама, вон это эхо, на пеньке сидит!
Это же дедушка Кузьма коров пасёт! – засмеялась мама.
Дедушка, а я думал, ты – эхо! – закричал я и обнял деда».
Как вы думаете, почему мальчик обрадовался, увидев деда, а не эхо?
Работа по группам.
Нарисуйте, как вы представляете себе дедушку Эхо. Выполнение работы и организация выставки лучших работ.
Я в пещере живу, целый день кричу,
Отвечаю тут и там самым разным голосам.
Только я хочу сказать, что люблю я поиграть,
Пошутить, побаловать, всех вокруг позабавлять.
Просмотр мультфильма «Эхо»
Игра «Эхо»
Слушай, слушай, не зевай, не зевай.
Все за мной повторяй, повторяй.
Экран – кран, шутка – утка, смех – мех,
Олень – лень, хлопушка – пушка.
Дети договаривают вторую часть слова.
Раскла-душка-душка-душка.
Неза-будка-будка-будка.
Кана-рейка-рейка-рейка.
Бала-лайка-лайка-лайка.
Погре-мушка-мушка-мушка.
Приба-утка-утка-утка.
А сейчас мне бы хотелось поделиться интересными фактами об этом явлении
• Эхо - отражение волны воздуха. Если отражающая звук скала находится от нас на расстоянии меньше 30 м, то эхо не возникает
• Знаменитая немецкая река Рейн полна сюрпризов. Например, там есть место, где эхо повторяется 20 раз
• В городе Верден, что во Франции, есть две башни. Если крикнуть стоя между ними, то эхо от своего голоса вы услышите до 11 раз.
• Ухо Диониса – настоящий рекордсмен в области эхо. Это грот в Сиракузах, по форме и впрямь напоминающий человеческое ухо. Но интересен он отнюдь не этим. За счет своей формы грот делает эхо невероятно сильным. Бросок камня или простой хлопок отзовутся из тьмы настоящим громом
• Слово это имеет довольно интересную историю. В русский язык оно пришло из немецкого слова echo. В немецкий язык это слово попало, как и множество других слов в западноевропейских языках, из латыни, а латынь переняло это слово из греческого «отзвук».
- Пришло время подвести итоги урока.
- С интересными фактами о чем, мы сегодня познакомились? Что запомнили?
- Какое произведение мы сегодня прочитали?
- О чем оно было?
- Сейчас вам нужно будет оценить свою работу на уроке. Если урок вам понравился, вам было интересно, у вас все получилось, то поднимите зелёный круг. А если у вас были трудности, и вам нужна моя помощь, то поднимите красный круг.
- Наш урок подошел к концу, я надеюсь, что вам было интересно.
Презентация для Конспекта урока по читательской грамотности с применением текста Е.Ф.Трутневой «Эхо»
Светлана Васильевна, с удовольствием познакомилась с Вашим материалом. Ваш конспект продуманный, интересный и красочный. Спасибо за Вашу работу и удачи в конкурсе!
Голос 2. Удивительная публикация. Хорошо проилюстрированный материал. Конспект продуман до мелочей, есть смена деятельности, много интересных литературных моментов и фактов. Цель материала: формирование читательской грамотности обучающихся во время знакомства со стихотворением Е.Ф.Трутневой «Эхо», развивая умение работать с представленной информацией, воспитывая интерес к чтению. Цель выполняется, задачи решаются. Публикация представляет интерес для учителей начальной школы и родителей.