Развитие читательской грамотности в период обучения грамоте Работа с текстом из «Азбуки» 1 класс (2 часть)
Автор: Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» г. Евпатория, Крым
Описание: данная статья состоит из двух частей: теоретические аспекты позволяют лучше вникнуть в вопрос развития читательской грамотности в период обучения грамоте, рассматриваются некоторые приемы в работе; в практической части представлена методическая разработка на конкретном примере, которая позволяет педагогу глубже рассмотреть данный вопрос.
Начальная школа – первый и особый этап в обучении ребенка. Он связан с формированием у обучающегося умения учиться. А читательские умения обеспечивают ученика возможностями самостоятельно добывать новые знания, а именно закладывают основу к самообучению и самообразованию.
Уметь читать – это не только научиться складывать слоги в слова, а слова в предложения, но и уметь находить информацию, обрабатывать ее, применять. Важнейшей задачей чтения является развитие психологических процессов (мышления, внимания, памяти); увеличение активного словарного запаса; развитие полноценного эмоционального восприятия художественного произведения в целом.
Развитие читательской грамотности – это овладевание важнейшими метапредметными универсальными учебными действиями.
Увеличение информации с каждым годом предъявляют новые требования к анализу произведения, скорости переработки информации, что заставляет по-новому строить процесс обучения чтению.
Как показывает практика, чтобы научить обучающихся не только читать, но понимать смысл текста, необходимо уже в период обучения грамоте формировать навык смыслового чтения.
Идеи моего приема в том, что при работе с текстом, которые предложены уже в «Азбуке» применять
нестандартный подходы:
- извлечение из текста необходимой информации (ответы на вопросы; умения самостоятельно формулировать вопросы, опираясь на помощников);
- определение темы и идеи текста;
- преобразование информации из словесной в наглядно- образную (восстановление последовательности событий); и другие…
На произведении Михаила Михайловича Пришвина «Глоток молока» («Азбука» 2 часть, с. 103) я хотела бы продемонстрировать некоторые из подходов.
Работа с произведением М.М. Пришвина «Глоток молока» по учебнику «Азбука» 1 класс ФГОС «Школа России».
М.М. Пришвина «Глоток молока»
Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвёртывалась.
Позвали меня.
- Лада, - сказал я, - надо поесть.
Она подняла голову и забила прутом. Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в её глазах.
- Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе.
Она протянула нос к молоку и залакала.
Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь.
Задания по тексту
Внимательно прочитай текст
- извлечение из текста необходимой информации (ответы на вопросы; умения самостоятельно формулировать вопросы, опираясь на помощников);
Выполни задания
Найди правильный вариант ответа. Обведи его.
1. Кто является главным героем рассказа?
а) девочка Лада;
б) собака Лада;
в) кошка Лада.
2. Чем автор напоил собаку?
а) водой;
б) соком;
в) молоком.
3. Отчего у животного прибавились силы?
а) от ласки;
б) от еды;
в) от сна.
Запиши свои вопросы, используя слова – помощники.
1. (чашка, стояла, с молоком) ________________________________________________________________
2. (я, блюдце, пододвинул) __________________________________________________________________
- преобразование информации из словесной в наглядно- образную (восстановление последовательности событий);
Определи последовательность событий, пронумеруй картинки.
- интерпретация информации
Объясни значение выражений. Замени выделенное словосочетание синонимом или близким по значению
1. Она подняла голову и забила
прутом.
Она подняла голову и забила ____________________.
2. От ласки
жизнь заиграла в её глазах.
От ласки _________________ в её глазах.
4. Пользуясь текстом, запиши пропущенные слова в предложения:
с молоком стояла возле её .
Пользуясь текстом, запиши пропущенные слова в предложениях: .
Чашка с ______________стояла возле её __________. Она подняла ____________ и забила __________________. Значит, через мою ________ей ___________прибавилось.
Оценочный инструментарий для педагога
Внимательно прочитай текст
- извлечение из текста необходимой информации (ответы на вопросы; умения самостоятельно формулировать вопросы, опираясь на помощников);
Выполни задания
Найди правильный вариант ответа. Обведи его.
1. Кто является главным героем рассказа?
а) девочка Лада;
б) собака Лада;
в) кошка Лада.
2. Чем автор напоил собаку?
а) водой;
б) соком;
в) молоком.
3. Отчего у животного прибавились силы?
а) от ласки;
б) от еды;
в) от сна.
Запиши свои вопросы, используя слова – помощники.
1. (чашка, стояла, с молоком)
_Где стояла чашка с молоком?__
2. (я, блюдце, пододвинул) ____
Кому я пододвинул блюдце?__
- преобразование информации из словесной в наглядно- образную (восстановление последовательности событий);
Определи последовательность событий, пронумеруй картинки.
2
1
3
- интерпретация информации
Объясни значение выражений. Замени выделенное словосочетание синонимом или близким по значению
1. Она подняла голову и забила прутом.
Она подняла голову и забила _
хвостом_.
2. От ласки жизнь заиграла в её глазах.
От ласки _
здоровье появилось___ в её глазах.
4. Пользуясь текстом, запиши пропущенные слова в предложениях: .
Чашка с
_молоком__стояла возле её __
носа_. Она подняла _
голову и забила _
прутом__. Значит, через мою __
ласку_ей _
силы___прибавилось.
Рекомендуем посмотреть:
Обучение грамоте 1 класс
Конспект урока 1 класс "Обучение грамоте" УМК "Школа России"
Конспект урока по читательской грамотности в 1 классе с презентацией
Конспект урока по читательской грамотности с презентацией, 1 класс. Осеева «На катке»
Похожие статьи:
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок – деловая игра
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе
Урок – игра по обучению грамоте в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида