Урок – игра по обучению грамоте в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

Автор: Ледокова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов,  ГКС(к)ОУ «Урюпинская специальная коррекционная школа VIII вида», город Урюпинск, Волгоградской области.

Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, логопедов коррекционных школ VIII вида. Урок составлен по  «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс
1—4 классы». Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.

Тема урока: Различение на слух звуков  И – Й

Цель: формировать навык различения на слух звуков и – й;

Задачи: совершенствовать  навык чтения слов с и – й , коррекция слухового восприятия путем выделения звуков из потока речи; воспитывать интерес к чтению, товарищество, доброту.

Оборудование: мультипликационные герои: Крош и Нюша, карточки по коррекции зрительного восприятия, индивидуальные карточки, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока

Оргмомент

Проверка организации рабочего места.

1. Сядет тот, кто скажет:

- Какое время года?

- Какой день недели?

- Какое число и месяц?

- Какой урок?

- Какой урок по счету?

- Сегодня мы проведем не совсем обычный урок, а урок – игру. Мы будем играть в учебные игры, которые нам приготовили наши мультипликационные герои. А в конце урока вы получите призы от них.

2. Упражнение на зрительное восприятие.

Игра: «Какие буквы спрятались?»

Буквы изображены на листах бумаги. Дети находят буквы и обводят их фломастером.

3. Артикуляционная гимнастика.

Игровое упражнение «Улыбка»

Давайте улыбнемся друг другу.

- Какой звук можно произнести, улыбаясь.      (И)

Игровое упражнение «Лошадки скачут»

- Какой  звук произносим?                                  (Й)

Сообщение темы и целей урока:

- Какие два звука мы произносили?   (И – Й)

- Тема нашего урока – Звуки и буквы И – Й  (открывается карточка на доске)

Мы будем учиться различать их на слух.

Давайте произнесем звуки   И__________        Й

Речевая разминка      

Чистоговорка:

Ич-ич-ич- привезли домой кирпич.

Чей-чей-чей – строим дом из кирпичей.

Изучение новой темы

1. Выделение звуков и –й в словах.

Игра: «Доскажи словечко»

- Что нам пели, угадай?    Баю…(бай).

- Что в стакане, угадай? Сладкий…(чай)

- Что мы пели, угадай? Кара…(вай).

- Как называется помещение для хранения садово-огородного инвентаря?  (сарай).

- Назовите звук, который слышится в конце слов (Й).

- Какой это звук? Согласный или гласный?

- Каким цветом закрасим кружок?     (синим)

Игра: «Отгадай задуманное слово»

- Очень сильный человек.  (Силач).

- Учебный предмет для черчения прямых линий.   (Линейка).

- Столярный инструмент.  (Пила).

- Дикое животное с пушистым хвостом.  (Лиса).

- Она нужна, чтобы шить и вышивать. Бывает разноцветная.  (Нитка).

- Предмет, на котором готовят пищу.   (Плита).

- Назовите звук, который слышите в середине каждого слова.   (И).

- Какой это звук?  (гласный)

- Каким цветом закрасим кружок?        (красным).

2. Обозначение звуков буквами.

Эти буквы так похожи!

Перепутать их мы можем.

Чтобы правильно писать И и Й в свою тетрадь,

Над одной из букв мы будем

Сверху галочку писать.

- О каких буквах говорится в стихотворении? Над какой буквой надо писать галочку? Какой звук обозначается буквой И?  Й?

- Выберите  буквы И и Й из азбуки и расставьте их  под кружками, обозначающими звуки (кружки красного и синего цвета).

Физминутка для глаз.

Рисование носом букв (с закрытыми глазами).

Раскрашивание кружков.

3. Игра «Покажи букву»

Инструкция: Послушайте слова (Ирина, свой, майка, миска, носки, вой). Когда услышите слово со звуком   Й , поднимите карточку с буквой Й, когда со звуком И – карточку с буквой И. Будьте внимательны. Объясните значение слов.

4. Игра «Найди пару»

Слова написаны на карточках в два столбика. Переставить карточки так, чтобы получились предложения.

                 Мой                  миш-ка

                 Мои                  иг-руш-ки

                 Твой                 пла-ток

                 Твои                 ку-би-ки

Физминутка

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон.

Работа по Букварю. Закрепление изученного.

- Отгадайте, около какой картинки мы сегодня будем читать текст?

Описание картинки:  Мальчик со светлыми волосами держит игрушки в руках.

- Прочитайте название самостоятельно. Как зовут мальчика?

1. Чтение текста по цепочке.

- Что вы узнаете о мальчике?

2. Беседа по прочитанному.

- Что у Вовы? Какие игрушки?

- Какой Вова?

- Хорошо поступил Вова?

- Как надо играть?

3. Повторное чтение.

- Прочитайте, какие игрушки у Вовы?

Подведение итогов.

- Над чем работали на уроке?

Поощрение за работу: призы от мультипликационных героев.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок – деловая игра

Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Марина Викторовна Вицкова # 24 ноября 2013 в 19:56 0
интересный урок!молодцы!!
Зоя Рамисовна Ахмедова # 21 января 2014 в 21:18 0
Непросто учить умственно отсталого ребенка. Такие уроки помогают в игровой форме обучать  младших школьников,развивать и расширять кругозор.
Оксана Викторовна Смолина # 2 февраля 2014 в 06:55 0
Я тоже обучаю детей с интеллектуальными отклонениями,материалы вашего урока стали полезны для меня. Спасибо.
Надежда Вячеславовна Кандакова # 8 февраля 2014 в 10:45 0
Приятно встретить на сайте коллег, которые работают в коррекционной школе. Урок очень насыщенный, интересный. Информация доступна для учеников. Спасибоза интересгный конспект. Думаю детям очень понравился урок.
Светлана Ивановна Богатырева # 7 июля 2014 в 21:13 0
методически грамотно составлен конспект
методы и приемы которые использует педагог действительно эффективны в работе учителя начальных классов в специальной школе.
Юлия Александровна Колганова # 13 октября 2014 в 20:33 0
Я так же работаю в коррекционном классе, но VII вида. Необходим большой труд и учителя, и детей в таких классах. Спасибо за то что делитесь своим опытом!
Татьяна Александровна Пригорнева # 5 ноября 2014 в 20:22 +1
Структура урока четкая, соответствует типу и целям урока. Продуктивен каждый этап урока, даже организационный момент направлен на систематизацию повседневных знаний обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии. Спасибо за конспект!
Марина Викторовна Попкова # 9 ноября 2014 в 18:45 0
Спасибо, очень хороший конспект!
Берёзкина Юлия Дмитриевна # 15 декабря 2014 в 15:11 +1
На начальных этапах изучения звуков и букв, действительно некоторым детям тяжело различить эти два звука, и я с этим столкнулась в своей работе.Представленный здесь урок поможет учителю научить детей различать эти звуки, находить их в словах и писать соответствующие буквы. Урок очень полезный, разнообразный, увлекательный,заинтересовывает учащихся и позволяет добиться поставленных целей.
Екатерина Геннадьевна Каширина # 17 декабря 2014 в 20:19 0
Учащимся с ОВЗ трудно различить букву Й, с этой проблемой сталкиваюсь постоянно, потому что работаю в коррекционной школе. Спасибо за урок.
Татьяна Александровна Пригорнева # 12 февраля 2015 в 18:32 0
Обучающимся в коррекционной школе 8 вида трудно дифференцировать звуки и буквы. Интересны и разнообразны обучающиеся игры, которые вы используете на уроке. Спасибо за урок
Наталья Васильевна Тарановская # 27 февраля 2015 в 12:50 0
Елена Геннадьевна,урок интересный, содержательный. Цели и задачи выполнены.Все задания подобраны правильно, осмысленно, продуман каждый этап урока.Прослеживается связь между этапами-это очень важно.Вы молодец! Я работаю в школе 8 вида и понимаю сколько нужно приложить усилий в подготовке к уроку.Ваш материал мне очень понравился.
Ирина Степановна Бодриченко # 26 марта 2015 в 14:57 0
СПАСИБО ЗА УРОК.
Алена Александровна Павленко # 28 апреля 2015 в 19:57 0
Ваша разработка очень интересная. Для учащихся коррекционной школы при подведении итога урока нужно добавлять большее количества вопросов с целью закрепления изученного материала. smile
Ольга Михайловна Завалишина # 29 октября 2015 в 13:02 0
Я работаю в подобной школе, и знаю как это непросто.А также то, что должна быть другая структура и свои особенности урока в данных учреждениях.Ваш урок интересен,разнообразен.Нестандартная форма оргмомента,четкая структура урока.Единственное не хватает разнообразия при подведении итога урока.Спасибо.
Лариса Анатольевна Калабаева # 30 октября 2015 в 21:44 0
Я работаю в школе VIII вида. Этот урок пригодится и для меня. Уроки в игровой форме использую часто, поэтому Ваш урок для меня очень полезен. Спасибо.
Любовь Николаевна Дворецкая # 17 ноября 2015 в 22:51 0
Конспект урока-игры составлен на высоком профессиональном уровне. В процессе изучения учебного материала использованы д/игры, активизирующие мыслительные процессы детей: «Доскажи словечко», «Отгадай задуманное слово», "Покажи букву", "Найди пару". В ходе урока чётко прослеживаются применяемые учителем здоровьесберегающие технологии и технологии развития личности: артикуляционная гимнастика, упражнения для глаз, динамическая пауза для снятия мышечного напряжения. Спасибо за урок!
Татьяна Владимировна Пожилова # 19 ноября 2015 в 10:39 0
Увлекательный урок.Много материала на то что бы ребенок научился распознавать звуки.Асамое главное это использование здоровьесберегающих технологий.Разнообразие методов и приемов.Молодцы
Ирина Анатольевна Борунова # 1 апреля 2016 в 17:12 0
Спасибо за урок! Все этапы урока чётко продуманы. Интересный материал!Все задания продуманы грамотно. Творческих успехов Вам!