Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе
Тема: Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф.
Автор-составитель: Скопина Галина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Кармалинская СОШ», Нижнекамского мунициального района республики Татарстан
Содержание учебно-методической разработки
Автор материала: Скопина Галина Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Образование: Высшее
Квалификационная категория: Первая
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кармалинская средняя общеобразовательная школа Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан»
Название материала: Конспект урока обучения грамоте «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».
Класс (возраст): 1 класс, 7-8 лет
Предмет: Обучение грамоте
УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс: «Школа России», В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская «Русская Азбука», М.: Просвещение, 2009г.
Вид ресурса (конспект урока, название технологии, методического приема) : Конспект урока.
Технология проблемно-диалогического обучения, системно- деятельностный подход
Цель, задачи: Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Образовательные задачи: познакомить детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.
Развивающие задачи:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальчиков.
Воспитательные задачи: эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.
Необходимое оборудование и материалы для урока: Проектор, ноутбук, колонки; «лента букв», карточки «ёлочки» с индивидуальными заданиями; снежинки, смайлики для рефлексии деятельности и эмоционального состояния детей, ёлочка, предметы: фен, фартук, фонарик, фломастеры, фотоаппарат, модель буквы «ф» из бумаги, мяч, новогодние игрушки.
Аннотация к уроку: Данный урок используется при прохождении нового материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «ф», согласными звуками, формирует ценностное отношение к миру, расширяет знания детей об окружающем мире, воспитывает эмоционально-положительное отношение к предмету, показывает связь изучаемых предметов с жизнью.
Методические рекомендации по использованию: Используется на уроке «открытия» новых знаний. В ходе урока можно использовать сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.
Конспект урока по предмету «Обучение грамоте» в 1 классе
Тема: «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».
Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.
Развивающие:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальчиков.
Воспитательные:
- эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.
Планируемые результаты:
Личностные -проявляют учебно – познавательный интерес к новому содержанию занятия;
- проявляют любознательность к изучаемому материалу;
- осознают свою успешность на уроке,
- проявляют доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим
- внутренняя позиция школьника;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные - Регулятивные УУД: умеют принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие
- определять цель деятельности на уроке;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
- умеют извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
- умеют на основе анализа делать выводы;
- умеют устанавливать аналогии;
Коммуникативные УУД:
- умеют организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
- умеют слушать и понимать других;
- умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умеют оформлять свои мысли в устной форме;
- умеют совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные - знают букву Ф, ф; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;
- читать слоги и слова с изученными буквами;
- читать текст вслух.
Технология: технология проблемно-диалогического обучения, системно-деятельностный подход.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Данный урок был показан мною на муниципальном конкурсе «Учитель года- 2013» в 1 классе МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 19» города Нижнекамска Республики Татарстан.
Ход урока
1. Психологический настрой
- Добрый день, дорогие первоклассники! Разрешите представиться: я учитель начальных классов Скопина Галина Анатольевна. Сегодня мне очень хотелось бы провести для вас урок обучения грамоте. Согласны со мной пообщаться? Но для начала, я хотела бы знать ваше настроение. Моё настроение, например, сегодня, соответствует данному смайлику. А ваше?
(на выбор улыбающийся или грустный).
радостное
Я жду приятной встречи с уроком!
огорчённое
–Как же так? Снова придётся изучать буквы и учиться читать.
Я рада, вы все пришли в школу с радостным настроением!
2. Мотивация к учебной деятельности
- Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. - Вижу, настроение у вас радостное. Тогда давайте начинать урок. Да не простой, волшебный праздничный! Какой праздник мы ждём с нетерпением? ( Новый год). Главный атрибут праздника ёлка. Сегодня я вам принесла вам её. Что-то здесь не хватает? Украшать игрушками мы будем её в течение урока вашими правильными ответами. Согласны?
Ребята, скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего это вам нужно?
Узнать что-то новое!
Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.
3. Актуализация знаний
Повторение изученного о буквах и звуках.
- Я хочу узнать, что вы знаете о звуках и буквах чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечки».
- Звуки бывают … (гласные и согласные).
- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).
- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).
- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).
- После твёрдых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).
- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).
Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.
4. Целеполагание.
- Ребята, продолжая тему новогоднего праздника я хочу поделиться с вами радостью. Представляете, я уже получила новогодние подарки. Сейчас я буду доставать их из-под ёлки, а вы хором будете их называть. А если будете очень внимательными, то обязательно догадаетесь с каким новым звуком мы сегодня познакомимся.
(Учитель достаёт из- под ёлки предметы. Ученики смотрят на предметы и произносят слова.
Дети говорят: «Фен, фартук, фотоаппарат, фонарик, фломастеры»)
- Определили, какие одинаковые звуки есть в этих словах.
- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])
- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф, ф».
- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.
Познакомимся с …..
Научимся ….
Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.
5. Открытие нового знания.
1. Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов.
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:
Дом - стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонек.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжется. (фонарь)
Когда светло, прячусь в дупло,
Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)
А теперь совместно с соседом по парте попробуйте составить схемы данных слов.
- Рассмотрите схемы слов. Сколько звуков в каждом слове? (В слове «фонарь» - 5 звуков, в слове «филин» - 5 звуков.)
- Проведем звуковой анализ этих слов в парах. Работа в парах. Составление звуковых схем данных слов.
Составить схему слова «фонарь», слова «филин» на модели.
Самопроверка.
- Разделите слова на слоги. Определите ударный слог. (В слове «фонарь» 2 слога: фо-нарь, ударение падает на 2 слог, на гласную «а». В слове «филин» 2 слога: фи-лин, ударение падает на первый слог на гласную «и»).
- Дайте характеристику первым звукам в словах. (Звук [ф] – согласный, твердый парный, его мягкая пара [ф'], глухой, парный [в], звук [ф'] – согласный, мягкий парный, его твердая пара [ф], глухой, парный [в’]).
- Сравните первые звуки. Что вы можете о них сказать? (Это парные по твердости-мягкости звуки.)
Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.
6. Физминутка
- Ребята, какой же Новый год без танцев и веселья! Я предлагаю вам станцевать. Сидя умеете? Научу! Смотрим на меня, повторяем движения и, конечно, же подпеваем! Дети танцуют. Приложение №2
Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.
Открытие нового знания
2. Знакомство с буквой.
- Ребята, а сейчас я попрошу вас показать, как вы умеете читать. Хором читаем:
ерма, азан, утбол.
Не получается? Нет первой буквы. Но не забывайте, ребята, что урок у нас предновогодний и волшебный. И поэтому если вы сейчас очень постараетесь, то в ваших руках родится буква, которая обозначает согласный звук [ф].
Я помогу вам, мои маленькие волшебники. Перед вами заготовка. Возьмите её в руки и выщипните серединку, обведённую фломастером. ( Дети по инструкции учителя делают букву из салфетки.)
На какую букву похожа?. ( Р, ь). А теперь, внимание. Разворачиваем заготовку! О, чудо, перед нами буква « эф».
На что похожа буква?
Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.
3.Чтение слогов с буквой ф.
фа фо фу фы фэ
фя фё фю фи фе
Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.
5. Первичное закрепление
-Пробуем снова прочитать слова.
- Разберём, как вы понимаете значения этих слов.
Ферма - отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство.
Фазан - крупная птица отряда куриных, с ярким оперением, мясо которой употребляется в пищу.
Футбол - (от англ. foot — нога, ball — мяч) — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела.
Составьте предложения с данными словами.
Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.
7. Применение нового знания
- Мои первоклассники из Кармалинской школы прислали вам новогоднюю телеграмму. Прочитаем её хором:
Здравствуйте, ученики 1 Б класса школы №19! Поздравляем вас с Новым годом! Шлём вам фонтан из конфет.
Молодцы! Вешаем игрушку на ёлку.
8. Итог урока
- Что нового вы сегодня открыли для себя?
- Что повторили из того, что уже знали?
- Что было самое интересное для вас?
9. Рефлексия
- Наш урок заканчивается.
Вспомните начало урока, покажите мне, с каким настроением вы закончили урок? Надеюсь, что ваше настроение после урока также соответствует этому смайлику! Наша ёлочка готова к празднику! Игрушки висят! Добавим ей немного снежинок. На столе у вас снежинки 3 цветов. Выберите 1 снежинку.
- Кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки.
- Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием - сиреневые снежинки.
- Кому было трудно успевать и выполнять задания – белые снежинки.
Дети подходят к ёлочке со снежинками!
- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.
Спасибо всем вам за внимание и за урок!
С наступающим всех Новым годом!
Приложение
ТАНЦУЕМ СИДЯ
Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки.
Значит, пускай отдохнёт авторучка,
Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.
И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы ещё не уснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели - всё в полном порядке.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.
Если в гостях вы станцуете сидя
Чья-нибудь мама
Вам скажет: "Спасибо!"
Вазу локтями никто не заденет,
Не придётся пыль из ковра выбивать
На переменках и в свой день рожденья,
С песенкой вместе и даже без пенья,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.
Автор текста (слов): Пляцковский М.
Композитор (музыка): Савельев Б.
Рекомендуем посмотреть:
Урок – игра по обучению грамоте в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок – деловая игра
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»