Приемы формирования читательской грамотности во 2 классе
Работа с текстом из учебника «Литературное чтение» 2 класс (1 часть)
Автор: Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» г. Евпатория, Крым Описание: в статье затрагивается вопрос о приемах формирования читательской грамотности во 2 классе. Приводятся примеры упражнений на развитие читательской грамотности, как ввести его в один из этапов урока литературного чтения.
Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом.
Читательская грамотность — одна из составляющих функциональной грамотности. Если в 1 классе учащемуся необходимо было прочесть текст и понять его смысл, то во 2 классе этот процесс усложняется и расширяется. Второкласснику нужно уже владеть осознанным и практическим чтением, а именно:
- уметь понимать, анализировать текст,
- уметь видоизменять его (пересказывать от другого лица, по плану),
- уметь находить информацию для осмысления и практического применения,
- уметь работать восстанавливать деформированный текст на основе прочитанного,
- уметь творчески подходить к работе над текстом с разными целями и задачами,
- уметь сравнивать информацию в тексте со своими знаниями,
- уметь делать собственные выводы после прочтения текста
Эту работу можно проводить не только на отдельных текстах, которые не связаны с программным материалом, но и с текстами «Литературное чтение 2 класс» разных жанров и разной сложности. Также на начальных этапах работу можно проводить коллективно, в групповой работе или частично самостоятельно, тем самым подготавливая учеников к выполнению заданий при проверочной работе «Читательская компетентность» в конце учебного года.
Страница учебника «Литературное чтение 2 класс» Школа России с. 68
Работа над произведением В. Д. Берестова «Хитрые грибы» по учебнику «Литературное чтение» 2 класс (1 часть) ФГОС «Школа России».
В. Д. Берестов «Хитрые грибы»
Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой.
Я не малое лукошко,
А корзину взял с собой.
Я заглядывал за кочки,
Под берёзовые пни.
Ох и хитрые грибочки!
Где же спрятались они?
Зря искал их под осиной
И под елью зря искал.
Видно, я большой корзиной
Все грибы перепугал.
Работа над текстом
Ф. И. ___________________________ Внимательно прочитай текст
Выбери правильный вариант ответа 1. Какой жанр этого произведения?
а) стихотворение;
б) песня;
в) рассказ
г) сказка. 2. От чьего имени написано произведение?
а) от имени грибов;
б) от имени автора;
в) от имени природы;
г) от имени дорожки. 3. Где автор искал грибы?
а) на дорожке;
б) под берёзовыми пнями;
в) под крылечком;
г) под зелёными дубами. 4. Чем В.Д. Берестов напугал грибы?
а) тяжёлым рюкзаком;
б) большой корзиной;
в) острым ножом;
г) большими сапогами.
Какие слова рифмы использовал В. Д. Берестов в стихотворении. Допиши по образцу.
(образец: густой- с собой)
За кочки - _________________, под осиной - _____________, пни - __________________.
В произведении «Хитрые грибы» автор использовал приём «олицетворения». Найди и выпиши из стихотворения олицетворения. Олицетворение – это средство языка, при котором автор наделяет неодушевлённые предметы свойствами, характерными для живых существ.
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________ Найди и выпиши из стихотворения слова синонимы. Синонимы - это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое лексическое значение.
________________________________________________________________ Вставь пропущенные слова в стихотворении:
Зря искал их _________________
И ____________ зря искал.
Видно, я _________________ корзиной
Все грибы ___________________. Какие строки стихотворения вызывают улыбку. Подчеркни их в тексте.
Оцени свою работу _____
Отметка учителя _______
Оценочный инструментарий для педагога
Внимательно прочитай текст
Выбери правильный вариант ответа 1. Какой жанр этого произведения? а) стихотворение;
б) песня;
в) рассказ
г) сказка. 2. От чьего имени написано произведение?
а) от имени грибов; б) от имени автора;
в) от имени природы;
г) от имени дорожки. 3. Где автор искал грибы?
а) на дорожке; б) под берёзовыми пнями;
в) под крылечком;
г) под зелёными дубами. 4. Чем В.Д. Берестов напугал грибы?
а) тяжёлым рюкзаком; б) большой корзиной;
в) острым ножом;
г) большими сапогами. Какие слова рифмы использовал В. Д. Берестов в стихотворении. Допиши по образцу.
(образец: густой- с собой)
За кочки - грибочки, под осиной - корзиной, пни - они. В произведении «Хитрые грибы» автор использовал приём «олицетворения». Найди и выпиши из стихотворения олицетворения.
увела дорожка, спрятались грибочки, хитрые грибочки Найди и выпиши из стихотворения слова синонимы.
Лукошко – корзина. Вставь пропущенные слова в стихотворении:
Зря искал их под осиной
И под елью зря искал.
Видно, я большой корзиной
Все грибы перепугал. Какие строки стихотворения вызывают улыбку. Подчеркни их в тексте.
Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой.
Я не малое лукошко,
А корзину взял с собой.
Я заглядывал за кочки,
Под берёзовые пни.
Ох и хитрые грибочки!
Где же спрятались они?
Зря искал их под осиной
И под елью зря искал. Видно, я большой корзиной
Все грибы перепугал.