Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» - так говорил Д.Дидро.
Хотела бы перефразировать: «Ребенок не может научиться мыслить полноценно, если не читает». Книга – это катализатор развития ребенка. Из опыта работы могу сказать, что знания содержания художественной литературы детей с тяжелыми нарушениями речи находятся на очень низком уровне. Дети практически не знают художественные произведения и их авторов.
На мой взгляд, в первую очередь, это происходит из – за отставания в развитии речевой системы ребенка, его неготовность воспринимать и понимать речь, из-за бедности словаря, неумения слушать взрослого. Во-вторую очередь, одной из причин, я считаю, родительскую неграмотность в правильном выборе художественных произведений для своего ребенка.
Из опроса родителей следует, что не каждый родитель может подобрать литературу по возрасту и уровню развития своего ребенка. В основном выбор родителей падает на произведения своего детства или совпадает с мультипликационными фильмами, которые демонстрируются по телевидению.
В-третьих, у взрослых не хватает времени на поиски информации и совместную деятельность с ребенком.
Таким образом, в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи назрела необходимость целенаправленной работы по знакомству детей с художественной литературой. Мною было принято решение о создании и реализации проекта «Читательский марафон».
Цель проекта: объединить усилия педагогов и родителей, и сформировать у детей потребность в регулярном прослушивании художественного произведения, развить интерес к книгам.
Проект реализовывался посредством прослушивания радиоспектаклей (аудиокниг) в домашних условиях. Достоинство заключается в том, что радиоспектакли озвучивают профессиональные актеры. Для ребенка с общим недоразвитием речи - это уже эмоционально окрашенный продукт. Слушая хорошую аудиокнигу, ребенок копирует произношение и интонацию чтеца, приучаясь правильно говорить. У ребенка складывается определенный стереотип проговаривания и воспроизведения. Аудиокниги концентрируют внимание на устной информации, прививают вкус к хорошим книгам.
Задачи проекта:
- воспитать у детей умение слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
- обогащать активный словарь; развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- обсуждать с детьми поступки персонажей и последствия этих поступков.
Первоначально подборка аудиозаписей для детей пяти – шести лет размещается на персональном сайте учителя-логопеда в разделе «Подсказки логопеда», в подразделе «Читательский марафон». Аудиокниги подобраны с учетом уровня речевого развития детей и возраста. Также во внимание берется длительность прослушивания - длинные произведения прослушиваются частями. Для свободного доступа к аудиоматериалам родители получают один раз в неделю HTML ссылку. Аудиофайлы возможно скачать с сайта учителя – логопеда. После прослушивания аудиокниги детьми, родители имеют возможность подробно побеседовать с ребенком по содержанию книги. Вопросы к беседе родители также получают через доступ к разделу сайта «Учимся вместе».
К проекту подключилось 100% семей старшей группы компенсирующей направленности. Все семьи имели свободный доступ к интернет-сети. 93% (13 семей) родителей скачивали аудиофайлы для переноса на аудиопроигрыватели. 7% (1 семья) – прослушивали аудиокниги в интернет – браузере с сайта. По результатам анкетирования 100% семей участвовали в проекте с удовольствием. Одним из преимуществ проекта родители отмечали удобство в поиске художественного произведения. Также отметили экономию времени, заинтересованность детей к совместному с родителями обсуждению сюжета книги.
В ходе реализации проекта мною выявлен существенный недостаток - отсутствие возможности рассматривать иллюстрации к художественным произведениям. Эту проблему предложила устранить следующим образом: родители совместно с детьми изготавливают книжки - самоделки по одной из прослушанных книг. Ребёнок, по возможности, принимает участие в этом мероприятии. Доля его стараний может быть и небольшой (нарисовать героев, принести картинки, подать ножницы или карандаш, намазать деталь клеем), главное здесь – совместный труд и взаимодействие.
Систематическое чтение, а для дошкольника систематическое прослушивание - эффективное средство познания мира. Совместное прослушивание книг в аудиоформате развивает у моих воспитанников способность понимать литературные художественные произведения, оценивать и интерпретировать прочитанное, развивает связную и лексико– грамматическую стороны речи.
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах
Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов
Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности
Развитие читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе