Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах
Тема моей самообразовательной работы является «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС». Эта тема очень актуальна для педагогов нашего поколения.
Развитие читательской грамотности осуществляется на всех уроках, но основным предметом, который способствует формированию читательской грамотности, это уроки литературного чтения, на которых предполагается решение не только узко-предметных задач, но и общих для всех предметов задач развития обучающихся. Уроки чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение имеет основной выраженный характер, что играет основную роль в развитии читательской грамотности детей. Педагог не просто развивает необходимые качества, но и учит взаимодействовать ребенка с окружающей средой, в которой он растет. Умение работать с тексом, находить необходимую информацию, способность понять ту или иную ситуацию, высказать свое мнение, это и служит основой для освоения всех школьных дисциплин. Для достижения качественных и положительных результатов по развитию читательской грамотности целесообразно использовать различные технологии, методы и приемы на уроках чтения, которые обеспечивают решение данной проблемы.
Для успешного развития читательской грамотности применяются такие технологии как: технология критического мышления, игровая, информационно- коммуникационная, личностно-ориентированная, проектная и здоровье - сберегающая технологии. Каждая из этих технологии заключает в себе разнообразные приемы и методы для развития читательской грамотности.
Я, хочу рассказать вам о тех приемах и методах, которые я использую на своих уроках при изучении различных тем и произведении по литературному чтению, которые помогают мне провести актуализацию знаний, проверку домашнего задания, помогают подвести детей к изучению новой темы, при работе на этапе первичного чтения текста, при работе с текстом и на этапе закрепления, а также при работе над выразительным чтением. Данные приемы и методы нравятся моим ученикам и несут положительный результат для развития читательской грамотности. По итогам диагностики применения данных приёмов, наблюдается динамика усвоения образовательной программы в процентном соотношении успеваемости и качества обученности. Данная работа ведется по учебнику Литературное чтение Л.Ф. Климановой. Для каждого класса подбираются методы и приёмы, в соответствии с темами программы, объёму и содержанию.
При работе с текстом использую этапы:
1. этап работы до чтения текста;
2. этап первичного чтения текста;
3. этап работы над выразительным чтением;
4. этап вторичного чтения текста;
5. заключительный этап.
1. На этапе работы до чтения текста, я использую такие приемы как:
- доскажи словечко;
- собери пословицу;
- литературный кругозор (выставка книг о природе, животных, писателях);
- дерево мудрости;
- скорлупки зернышки;
- определение сюжета по заголовку или началу текста.
Примеры
Прием «Доскажи словечко»
- «Загадочный стишок»
Чтобы книжку прочитать
И листков не загибать,
В этом деле для порядка
Нам всегда нужна. (Закладка)
- Вот загадочный стишок.
В нём лишь есть начало строк.
Карандашик вы возьмите –
Эти строчки допишите.
Рыбу ловят ( )
В море ходят ( )
Скалолазы лазят в ( )
Мышь полёвка роет ( )
Прием «Дерево мудрости»
Этот прием я использую при изучении или закреплении материала. Дети самостоятельно читают текст. После прочтения пишут записку с вопросами, которые они хотели бы задать. Подписывают листок и прикрепляют с помощью скрепки или прищепки к дереву. После чего каждый по очереди срывает записку, читает вслух вопрос и пытается на него ответить. В конце игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.
2. На этапе первичного чтения текста можно использовать следующие приемы:
- аудио прослушивание;
- словарная работа;
- работа с литературной тетрадью;
- вопросник;
- составление плана рассказа.
Пример
Приём «Работа с вопросником»
Применяется на этапе введения нового материала, при самостоятельной работе с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка найденных ответов.
Пример вопросника к тексту А.И. Куприна «Слон»
Для чего в дом героини пришли врачи?
какой диагноз они ставят девочке?
Что значит: быть равнодушным к жизни?
Какой совет врачи дают родителям девочки?
Какое желание появилось у больной девочки?
Как удаётся отцу выполнить это желание?
Прочитайте, как слон шёл по улице (найти отрывок в тексте).
Расскажите, каким увидела слона Надя. Таким ли она себе его представляла?
Прочитайте выразительно разговор девочки со слоном.
Удалось ли девочке победить болезнь?
Как вы думаете, почему болезнь отступила?
Расскажите, какой эпизод рассказа вам запомнился.
Прием «Составление плана»
Что нужно, чтобы составить план текста.
1. Прочитать текст. Определить начало, середину, окончание текста.
2. Выделить части по смыслу.
3. Определить основную мысль каждой части.
4. Перечитать каждую часть в отдельности, озаглавить ее
5. Проверить, нет ли повторных названий, все ли части озаглавлены, главная ли мысль части вынесена в название.
6. Записать план текста.
Пример
План к сказке Соколова-Микитова «Листопадничек»
План
1. Мечта Листопадничка.
2. Зайчонок в хатке бобров.
3. Зазиму страху натерпелся.
4. Подготовка к зиме.
5. Пришлось остаться на зиму.
6. Наконец-то дома.
3. На этапе работы над выразительным чтением эффективно применять следующие приемы, такие как:
- скороговорки;
- хоровое чтение;
- подражание речи учителя.
4.На этапе вторичного чтения текста можно использовать следующие приемы.
- чтение с остановками;
- выборочное чтение;
- чтение по ролям;
- вопрос ответ;
- дерево мудрости.
5. На заключительном этапе работы с произведением можно применить следующие приемы.
- мини-театр,
- крестики нолики,
- творческие работы детей, рисунки к произведениям,
- викторины,
- кроссворды к тексту.
Пример
Прием: «Викторина»
Викторина по рассказу Виктора Драгунского «Он живой и светится»
1. На что были похожи тёмные облака в небе?
2. Как звали друга главного героя рассказа?
3. Как называется игрушечная грузовая машина, приглянувшаяся Мишке?
4. Почему владелец самосвала не захотел отдать его Мишке?
5. Марки каких стран упоминаются в рассказе?
6. Почему Мишкин друг отказался от плавательного круга?
7. Каким образом Мишка показал свою «доброту»?
8. Какого цвета был светлячок?
9. Почему, получив в подарок светлячка, главный герой рассказа не мог ровно дышать?
10. Почему Мишка расщедрился и подарил светлячка своему другу?
11. Можно ли было вертеть ручку у самосвала?
12. Что служило светлячку «домиком»?
13. Чем угощались мама и её сын во время чаепития?
14. Как звали разговорчивую подругу мамы?
15. На что был похож маленький светлячок?
16. Отругала ли мама своего сына за то, что он сменял такую ценную вещь, как самосвал на «червячка»?
При использовании на уроках чтения указанных приемов и методов работы у детей формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Хочу отметить, что эффективность данной работы, прежде всего зависит от учителя, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать, что мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами, чему будет способствовать читательская грамотность.
Рекомендуем посмотреть:
Успешность в обучении младших школьников
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели»
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольников
Похожие статьи:
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке