Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эссе учителя - логопеда детского сада

Эссе «Слово для особого ребенка ...»
Автор: Головинцова Оксана Викторовна, учитель-логопед
Место работы: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Кйбышевского района - детский сад комбинированного вида "Жемчужинка"

Назначение: материал данной статьи будет интересен педагогам, учавствующим в коррекционно - развивающем процессе

Особые дети - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Работаю учителем – логопедом в детском саду, в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Это особая категория детей - в возрасте четырех или пяти лет у единиц присутствуют несколько лепетных слов, у большинства – нет даже понимания речи. Трудно переоценить в жизни маленького человека сроки формирования речи и умение овладевать своим родным языком. От речи зависит все – познание мира, общение, обучение. Вот в нашем «царстве» и начинается – воспитание словом. А воспитание это проводит целая команда - учитель – логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Больше всего переживают, конечно же, родители. Вот кто осознает всю тяжесть положения. Родители – самые важные помощники специалистов в становлении речи, они понимают, что во время решенная задача – это шанс для ребенка на дальнейшую успешную социализацию.
Что могут наши дети в начале пути? Да практически ничего ... Начинаем работу - нужно вызвать хотя – бы минимальную речевую активность, желание произнести один звук. Специально подобранные игры, упражнения приходятся далеко не всем детям по вкусу. Для обычного ребенка – нет ничего проще, а для ребенка с ОВЗ – тяжелый труд.
Педагоги группы компенсирующей направленности побуждают детей: «Говори, не надо показывать; не молчи, не качай головой, говори; открывай красиво «окошечко»; повтори, я не услышала; я не вижу, как двигаются твои губы, повтори это предложение; у тебя сейчас не подпрыгнул язычок, повтори, пожалуйста, и послушай себя; повтори за мной; смотри на меня, я тебе подскажу ...». Кому - то это покажется странным и ненужным, или вообще, скучным и навязчивым ... Но, по-другому нельзя. Если педагогам остановиться, перестать оказывать «мягкое» давление, я не оговорилась, произойдет распад речи ребенка. Во время коррекционного процесса, шаг за шагом, дети приобретают уверенность в необходимости говорить.
Научить понимать речь, накопить словарь, познакомить с грамматическими категориями, изменениями слов – вот только некоторые составляющие освоения родного языка детьми с ТНР. Следующий этап - совершенствовать навыки свободной речевой деятельности, развивать творческие способности ребенка. Конечно же, все это происходит в играх. Не сразу все получается. Дети допускают в речи многочисленные ошибки, не могут произнести многосложные слова, меняют окончания слов, но самое главное – они уже говорят, а значит – общаются.
Вот так мы и живем три учебных года. Этот период не кажется легким и молниеносным, наоборот – нелегким, кропотливым, почти бесконечным. И родителям не просто - выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях требует внимания и терпения. В конце же периода обучения и воспитания ребенка не узнать. Конечно, не все проблемы решены, но дети многого достигли. Еще в 5 лет ребенок – молчал, а теперь ему уже семь - он свободно общается с детьми и взрослыми, декламирует стихи, у него большой словарный запас, красивая и четкая речь. Между прочим, становление речи ребенка не проходит без помощи художественных произведений русских писателей, которые способствуют формированию у детей умения правильно оценивать поступки героев, рассуждать, доказывать свою точку зрения. Начинаем, конечно же, с А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского, подбираемся к творчеству А.С. Пушкина.
Труд детей с ТНР сравниваю с профессиональным спортом, только тренируются здесь мышцы языка, губ, щек. Ребенку ставится речевое дыхание. Тяжело, «тренировки» каждый день, перед зеркалом, нельзя отдыхать. Часто бывает так, что на занятии учителя – логопеда ребенок произносит все звуки верно, но выйдя из кабинета перестает себя контролировать и речь становится смазанной, нечеткой с нарушениями звукопроизношения. Это явление широко распространено и носит название «кабинетной» речи. В таком случае помогают родители, так как они имеют возможность общаться с детьми в непринужденной обстановке. Ежеминутное исправление детской речи – вот ключ к успеху.
Можно стать участником такой ситуации, когда ребенок знает, но не может воспроизвести слово. В его глазах отчетливо можно прочитать: «Подскажи ...». Между педагогом и взрослым формируется невидимая связь. Жест взрослого, мимика, положение губ, первый звук могут тут – же навести ребенка на правильный выбор слова. И тогда в детских глазах: «Ура, я догадался, я вспомнил, я ... сам».
Сформировать самоконтроль к собственной речи у ребенка с ТНР – задача наиважнейшая. У детей низкий уровень самоконтроля. Когда ребенком осознается значимая роль языка, важнейшая составляющая общения – слово, можно рассчитывать на прогресс. Это – большая победа!
Общаться - как все. Не кусаться, драться, толкаться, кричать, плакать, а свободно и грамотно говорить – это мечта каждого нашего воспитанника. «У меня красивая и четкая речь, я самый счастливый и грамотный ...» - пусть так думает каждый из них. Вот такая дорога к слову у наших детей. Вместе мы все преодолеем!

Рекомендуем посмотреть:

Образ идеального учителя Эссе педагога дополнительного образования Эссе учителя математики Платное образование
Как помочь детям в становлении речи при перинатальном поражении нервной системы | Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольников
Опубликовано: 2993 дня назад (12 сентября 2016)
Просмотров: 2134
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!