Работа с текстом по литературному чтению, 1 класс. Задания с ответами
Читательская грамотность. Работа с текстом по литературному чтению 1 класс (на основе произведения К.Д. Ушинского "Жалобы зайки"
Описание: методическая разработка состоит из теоретической часть, которая позволяет в полном объеме изучить методы и приемы работы над формированием читательской грамотность у учащихся 1 класса и практической части, которая позволяет педагогу построить учебный процесс так, чтобы способствовать развитию читательской компетентности, а так же поддерживать интерес первоклассников к чтению.
Для современного мира, в котором слишком много информации, проблема полной и четкой осмысленности этой информации становится особенно актуальной. Учащиеся, которые испытывают трудности в понимании текста, неизбежно будут сталкиваться с трудностями в обучении, ведь текст является основой для любого предмета. Согласно мнению многих психологов, социологов, педагогов, эта проблема не является новой и актуальной для современного мира: у многих учащиеся не достаточно сформирована читательская грамотность.
Что же такое «читательская грамотность»?
Читательская грамотность — это не только умение бегло складывать знаки в слова и предложения, но и умение извлекать из текста смыслы, оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями.
В 1 классе учащиеся имеют низкую скорость чтения, потому что только освоили механический процесс слияния звуков и слогов в слова, а слова в предложения; низкий уровень понимания смысла прочитанного; сложности в пересказе текста; сложности в извлечении информации из текста.
Для того, чтобы научить учащихся анализировать и обобщать информацию, необходимо использовать разные источники информации (художественные тексты, научно-популярные статьи, правила и другие). Художественные тексты являются одним из тех источников, на которых легче применять различные приёмы.
Примерно со второго полугодия, когда заканчивают букварный период и начинается работа по учебнику «Литературное чтение», можно активно вводить задания по глубокому осмыслению текстов.
Согласно концепции ФГОСа НОО, учителям необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы обеспечить учащихся возможностью самостоятельной работы с учебниками и дополнительными литературными материалами.
Главное преимущество осмысленного чтения заключается в активной позиции школьника по отношению к восприятию тексту. Для него учебная литература – это средство для выполнения разнообразных мыслительных действий (синтез, анализ, обобщение и другие).
Эта работа приводит к созданию ученического продукта в виде выполненных заданий и собственных конструкций. Это основной принцип ФГОС - "Научить учиться".
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Однако уроки литературного чтения остаются основным предметом для этого.
Сформированность навыков читательской грамотности в 1 классе включает следующие параметры:
- определить персонажей произведения;
- подбирать заголовок к тексту;
- понимать последовательности событий (составление плана);
- определять тему текста;
- определять главную мысль текста;
- уметь извлекать фактическую информацию;
- уметь сортировать информацию с точки зрения ее важности;
- уметь давать оценку поступкам героям произведения;
- уметь составлять свои вопросы по тексту.
Работа с произведением К. Ушинского «Жалобы зайки» (в сокращении) по учебнику «Литературное чтение» 1 класс ФГОС «Школа России»
Константин Ушинский «Жалобы зайки»
Расплакался серенький зайка, сидит под кустиком, приговаривает:
«Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица...
Отовсюду грозит мне беда; а защищаться-то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает. Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придётся бежать по ровному полю или на гору, а как под гору — то и пойдёшь кувырком через голову: передние ноги не доросли.
Всё бы еще можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох, — уши подымутся, сердчишко забьётся, невзвидишь света, бросишься из куста, — да и угодишь прямо в сети или охотнику под ноги.
Ох, плохо мне, серенькому зайке! Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что...
(этот же текст можно прочитать в учебнике "Литературное чтение 1 класс" (Просвещение 2017г.), программа Школа России с. 59)
Задания по тексту
Внимательно прочитай текст
Выполни задания Блок 1 (Задания, проверяющие читательское умение находить и извлекать информацию) Найди правильный вариант ответа. Обведи его.
1. Чего не умеет зайка?
а) грызть капустку;
б) быстро бегать;
в) рыть норы.
2. Что мешает зайцу хорошо жить?
а) трусость;
б) храбрость;
в) хитрость.
3. Какое утешение осталось у зайки;
а) горькие слёзы;
б) коротенький хвостик;
в) крепкие зубки.
Блок 2 (Задания, проверяющие читательское умение интерпретировать информацию)
Объясни значение выражений. Замени выделенное словосочетание синонимом или близким по значению
1. И кто только не точит зубов на меня?
И кто только ________________________ на меня?
2. Зубки мои исправно грызут капустку…
Зубки мои __________________ грызут капустку...
Найди все слова, которые спрятались и запиши их
_________________________________________________________________
Подчеркни героя, который не встречается в тексте. Блок 3 (Задания, проверяющие читательское умение осмыслять содержание текста)
1. Тема текста (или о чём этот текст?)
_________________________________________________________________
2. Придумай и запиши своё название этого текста.
__________________________________________________________________
3. Найди в тексте предложение, которое объясняет, что зайчику мешает жить. Выпиши это предложение.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Блок 4 (Задания, проверяющие читательское умение осмыслять содержание текста) Прочитай предложение и запиши его правильно. Если будет трудно, найди это предложение в тексте.
Ответы для педагога
Внимательно прочитай текст
Выполни задания Блок 1 (Задания, проверяющие читательское умение находить и извлекать информацию) Найди правильный вариант ответа. Обведи его.
1. Чего не умеет зайка?
а) грызть капустку;
б) быстро бегать; в) рыть норы.
2. Что мешает зайцу хорошо жить? а) трусость;
б) храбрость;
в) хитрость.
3. Какое утешение осталось у зайки;
а) горькие слёзы; б) коротенький хвостик;
в) крепкие зубки.
Блок 2 (Задания, проверяющие читательское умение интерпретировать информацию)
Объясни значение выражений. Замени выделенное словосочетание синонимом или близким по значению
1. И кто только не точит зубов на меня?
И кто только ____не охотится___ на меня?
2. Зубки мои исправно грызут капустку…
Зубки мои ____хорошо_____ грызут капустку...
3. Найди все слова, которые спрятались и запиши их
Охотник, мышь, собака, лиса, волк.
Подчеркни героя, который не встречается в тексте. Блок 3 (Задания, проверяющие читательское умение осмыслять содержание текста)
1. Тема текста (или о чём этот текст?)
О том, что однажды зайцу становится жалко себя.
2. Придумай и запиши своё название этого текста.
Тяжелая жизнь зайки в лесу
(или)
Как живет зайка в лесу (возможны и другие варианты)
3. Найди в тексте предложение, которое объясняет, что зайчику мешает жить. Выпиши это предложение. Всё бы еще можно жить на свете, если б не трусость негодная.
Блок 4 (Задания, проверяющие читательское умение осмыслять содержание текста) Прочитай предложение и запиши его правильно. Если будет трудно, найди это предложение в тексте.
Уважаемая Ирина Александровна! Спасибо за Вашу публикацию. Великолепная работа! Много материала. Разнообразие и функциональность. Даже логопедический материал. Я очень люблю работать с текстом. Беру Ваш конспект на заметку.
С уважением. Инесса Марковна.