Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа с текстом по литературному чтению, 1 класс. Задания с ответами

Читательская грамотность. Работа с текстом по литературному чтению 1 класс (на основе произведения К.Д. Ушинского "Жалобы зайки"
Описание: методическая разработка состоит из теоретической часть, которая позволяет в полном объеме изучить методы и приемы работы над формированием читательской грамотность у учащихся 1 класса и практической части, которая позволяет педагогу построить учебный процесс так, чтобы способствовать развитию читательской компетентности, а так же поддерживать интерес первоклассников к чтению.

Для современного мира, в котором слишком много информации, проблема полной и четкой осмысленности этой информации становится особенно актуальной. Учащиеся, которые испытывают трудности в понимании текста, неизбежно будут сталкиваться с трудностями в обучении, ведь текст является основой для любого предмета. Согласно мнению многих психологов, социологов, педагогов, эта проблема не является новой и актуальной для современного мира: у многих учащиеся не достаточно сформирована читательская грамотность.

Что же такое «читательская грамотность»?
Читательская грамотность — это не только умение бегло складывать знаки в слова и предложения, но и умение извлекать из текста смыслы, оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями.

В 1 классе учащиеся имеют низкую скорость чтения, потому что только освоили механический процесс слияния звуков и слогов в слова, а слова в предложения; низкий уровень понимания смысла прочитанного; сложности в пересказе текста; сложности в извлечении информации из текста.

Для того, чтобы научить учащихся анализировать и обобщать информацию, необходимо использовать разные источники информации (художественные тексты, научно-популярные статьи, правила и другие). Художественные тексты являются одним из тех источников, на которых легче применять различные приёмы.

Примерно со второго полугодия, когда заканчивают букварный период и начинается работа по учебнику «Литературное чтение», можно активно вводить задания по глубокому осмыслению текстов.

Согласно концепции ФГОСа НОО, учителям необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы обеспечить учащихся возможностью самостоятельной работы с учебниками и дополнительными литературными материалами.

Главное преимущество осмысленного чтения заключается в активной позиции школьника по отношению к восприятию тексту. Для него учебная литература – это средство для выполнения разнообразных мыслительных действий (синтез, анализ, обобщение и другие).

Эта работа приводит к созданию ученического продукта в виде выполненных заданий и собственных конструкций. Это основной принцип ФГОС - "Научить учиться".

Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Однако уроки литературного чтения остаются основным предметом для этого.

Сформированность навыков читательской грамотности в 1 классе включает следующие параметры:
- определить персонажей произведения;
- подбирать заголовок к тексту;
- понимать последовательности событий (составление плана);
- определять тему текста;
- определять главную мысль текста;
- уметь извлекать фактическую информацию;
- уметь сортировать информацию с точки зрения ее важности;
- уметь давать оценку поступкам героям произведения;
- уметь составлять свои вопросы по тексту.
Работа с произведением К. Ушинского «Жалобы зайки» (в сокращении) по учебнику «Литературное чтение» 1 класс ФГОС «Школа России»

Константин Ушинский «Жалобы зайки»
Расплакался серенький зайка, сидит под кустиком, приговаривает:
«Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица...
Отовсюду грозит мне беда; а защищаться-то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает. Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придётся бежать по ровному полю или на гору, а как под гору — то и пойдёшь кувырком через голову: передние ноги не доросли.
Всё бы еще можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох, — уши подымутся, сердчишко забьётся, невзвидишь света, бросишься из куста, — да и угодишь прямо в сети или охотнику под ноги.
Ох, плохо мне, серенькому зайке! Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что...
(этот же текст можно прочитать в учебнике "Литературное чтение 1 класс" (Просвещение 2017г.), программа Школа России с. 59)
Задания по тексту
Внимательно прочитай текст
Выполни задания

Блок 1 (Задания, проверяющие читательское умение находить и извлекать информацию)
Найди правильный вариант ответа. Обведи его.
1. Чего не умеет зайка?
а) грызть капустку;
б) быстро бегать;
в) рыть норы.
2. Что мешает зайцу хорошо жить?
а) трусость;
б) храбрость;
в) хитрость.
3. Какое утешение осталось у зайки;
а) горькие слёзы;
б) коротенький хвостик;
в) крепкие зубки.

Блок 2 (Задания, проверяющие читательское умение интерпретировать информацию)

Объясни значение выражений. Замени выделенное словосочетание синонимом или близким по значению
1. И кто только не точит зубов на меня?
И кто только ________________________ на меня?
2. Зубки мои исправно грызут капустку…
Зубки мои __________________ грызут капустку...

Найди все слова, которые спрятались и запиши их

_________________________________________________________________
Подчеркни героя, который не встречается в тексте.
Блок 3 (Задания, проверяющие читательское умение осмыслять содержание текста)
1. Тема текста (или о чём этот текст?)
_________________________________________________________________
2. Придумай и запиши своё название этого текста.
__________________________________________________________________
3. Найди в тексте предложение, которое объясняет, что зайчику мешает жить. Выпиши это предложение.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Блок 4 (Задания, проверяющие читательское умение осмыслять содержание текста)
Прочитай предложение и запиши его правильно. Если будет трудно, найди это предложение в тексте.
Ответы для педагога
Внимательно прочитай текст
Выполни задания

Блок 1 (Задания, проверяющие читательское умение находить и извлекать информацию)
Найди правильный вариант ответа. Обведи его.
1. Чего не умеет зайка?
а) грызть капустку;
б) быстро бегать;
в) рыть норы.
2. Что мешает зайцу хорошо жить?
а) трусость;
б) храбрость;
в) хитрость.
3. Какое утешение осталось у зайки;
а) горькие слёзы;
б) коротенький хвостик;
в) крепкие зубки.

Блок 2 (Задания, проверяющие читательское умение интерпретировать информацию)

Объясни значение выражений. Замени выделенное словосочетание синонимом или близким по значению
1. И кто только не точит зубов на меня?
И кто только ____не охотится___ на меня?
2. Зубки мои исправно грызут капустку…
Зубки мои ____хорошо_____ грызут капустку...
3. Найди все слова, которые спрятались и запиши их

Охотник, мышь, собака, лиса, волк.
Подчеркни героя, который не встречается в тексте.
Блок 3 (Задания, проверяющие читательское умение осмыслять содержание текста)
1. Тема текста (или о чём этот текст?)
О том, что однажды зайцу становится жалко себя.
2. Придумай и запиши своё название этого текста.
Тяжелая жизнь зайки в лесу
(или)
Как живет зайка в лесу (возможны и другие варианты)
3. Найди в тексте предложение, которое объясняет, что зайчику мешает жить. Выпиши это предложение.
Всё бы еще можно жить на свете, если б не трусость негодная.

Блок 4 (Задания, проверяющие читательское умение осмыслять содержание текста)
Прочитай предложение и запиши его правильно. Если будет трудно, найди это предложение в тексте.
Готовые рабочие листы для учащихся


ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения, 1 класс Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме: "Как хлеб на стол приш Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Вводный урок. Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. И Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»»

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Чарушин «Теремок». Школа России

Участник №6 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 мая по 20 сентября 2024 года
Олимпиада по окружающему миру 1 класс с ответами | Развитие читательской грамотности в период обучения грамоте, 1 класс
Опубликовано: 131 день назад (13 июля 2024)
Просмотров: 1545
+1
Голосов: 1
Инесса Марковна Рабинович # 25 июля 2024 в 13:17 0
Уважаемая Ирина Александровна! Спасибо за Вашу публикацию. Великолепная работа! Много материала. Разнообразие и функциональность. Даже логопедический материал. Я очень люблю работать с текстом. Беру Ваш конспект на заметку.
С уважением. Инесса Марковна.
Ирина Александровна Гусева # 25 июля 2024 в 14:29 0
Спасибо за комментарий!