Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме: "Как хлеб на стол пришел"

Конспект урока по литературному чтению (обучению грамоте) - 1 класс
Конспект урока по литературному чтению (обучению грамоте) в 1 классе по теме «Как хлеб на стол пришел»
Автор: Грачева Наталия Витальевна, учитель начальных классов
МОУ Самарской СОШ, п. Самарский Куркинского района Тульской области.
Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме «Как хлеб на стол пришел». Данный материал (или его часть) может быть полезен учителям начальных классов при проведении урока по литературному чтению в 1 классе, а так же использован во внеклассной работе, направленной на воспитание бережного и уважительного отношения к хлебу и труду хлеборобов.
Конспект урока по литературному чтению (обучению грамоте) в 1 классе по теме «Как хлеб на стол пришел»
Цель: Создать условия для развития речи учащихся через работу по повторению, закреплению и обобщению ранее полученных знаний на основе совершенствования навыка плавного, слогового чтения текста познавательного характера.
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты:
Предметные:
- знают кто, как и из чего делает хлеб;
- соотносят написание слова с его произношением;
- создают звуковую модель слова;
- определяют лексическое значение слова;
- составляют словосочетания и предложения с заданным словом;
- распознают жанры устного народного творчества (пословицы, загадки, скороговорки);
- владеют навыком плавного слогового чтения;
-умеют пересказывать текст
Личностные:
понимают важность и необходимость бережного отношения к
хлебу и уважительного отношения к труду хлеборобов;
Метапредметные:
Регулятивные:
учатся высказывать свое предположение (версию);
Познавательные:
находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Логические:
осуществляют анализ рисунков, синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные – вступают в беседу с одноклассниками и учителем; работают в группах, парах, умеют договариваться друг с другом , соблюдают культуру общения.
Оборудование : презентация, сопровождающая урок; модели звуков; конверты с заданиями для каждой группы; колоски и зерно пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы; маркеры на водной основе; игрушечный молоточек для игры «Аукцион»; рецепты хлебобулочных изделий; бумажные зерна .
Ход урока
Орг. Момент. Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок у нас
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.

Актуализация знаний. Коммуникативно – речевая задача.
- Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей. Как мы их встретили? (Встали, поприветствовали, поздоровались)
- А как встречают дорогих, желанных гостей по русскому обычаю.
- Чем встречали гостей на Руси? (Хлебом и солью)
- Какие слова при этом произносили? («Хлеб да соль! Милости просим!»)
- Что означает выражение «хлеб да соль»? (Рады видеть и поделиться самым дорогим, что у нас есть.)
рисунок ris1.jpg
«Хлеб да соль! Милости просим!»)
3.Определение темы, цели и задач урока
- Определите тему нашего урока. (Хлеб)
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел!
- Как вы догадались? (Посмотрели на следующую страницу учебника; дома рисовали рисунки и учили стихи на тему «хлеб»)
- Что бы вы хотели бы узнать на нашем уроке?
- Сегодня наш урок будет посвящен хлебу. Вы узнаете о том, как хлеб появляется на нашем столе, что он значит для каждого человека, как и почему его нужно беречь. И параллельно закрепим знания, полученные ранее на предыдущих уроках. Тема нашего урока – «Как хлеб на стол пришел?»
4. Работа по новой теме.
- Люди с давних времен всегда бережно относились и относятся к хлебу. Но однажды вот, что произошло…
Жила – была девочка Галя. Она была еще маленькая и в школу не ходила. И больше всего она любила есть конфеты.
Однажды мама посадила ее обедать, налила ей суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась:
- Не буду есть этот противный и невкусный хлеб! – и отбросила ломтик черного хлеба на другой край стола.
И только она это сделала, как передней оказался царь Хлебного государства- Каравай.
Он строго посмотрел на девочку и сказал: «Так может говорить человек, который ничего не знает о хлебе»
- Я все про него знаю, - сказала уверенно девочка,- его мама покупает в магазине.
- А знаешь ли ты, как хлеб там оказался? – спросил Каравай.
Девочка задумалась и неуверенно сказала:
- Наверное, на дереве вырос.
Каравай улыбнулся, погладил девочку по голове и сказал:
- Я приглашаю тебя в мое Хлебное царство. Там я все тебе о хлебе расскажу и покажу. А первоклассники Самарской школы мне помогут многое тебе объяснить.
- Ребята, поможем Караваю рассказать Гале о хлебе? Тогда настраиваемся на урок.
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

Анализ значения слова «хлеб». (Слово написано на доске)
- Посмотрите, что написано на доске. Что это за единица речи? ( Слово).
- Объясните Гале, в каких значениях употребляется слово «хлеб». Что мы называем хлебом?
рисунок ris2.jpg («Зерно»)

рисунок ris3.jpg («Колосья»)

рисунок ris4.jpg («Батон белого хлеба»)

рисунок ris5.jpg («Буханка черного хлеба»)

(Хлеб – это не только буханка черного хлеба или белый батон)
Хлеб – зерновое растение (демонстрация снопика ржи)
Хлеб – это колосья с зернами (Хлеб растет в поле)
Хлеб – это булки, батоны, буханки, куличи, плюшки, пирожки и т.д.
А как точнее они называются?
- Правильно, это хлебобулочные изделия.
Работа в группах (задания выдаются в конвертах)
Задание для 1 группы.
- Помогите Гале отгадать и прочитать, кто же живет в царстве Каравая. Для этого из данных слогов составьте слова – названия хлебобулочных изделий.
БУБ, КУ, КА, БА, ТОН, ЛАЧ, ЛИЧ, ЛИК, БУЛ, КА.
(Бублик, кулич, калач, батон, булка)
Задание для 2- ой группы.
- Потренируйтесь правильно и быстро произносить скороговорки. Найдите и подчеркните в них названия хлебобулочных изделий.
Задание для 3 – ей группы.
- Составьте и объясните звуковую схему слова «хлеб». ( Дети пользуются картонными моделями звуков).
Задание для 4 - ой группы.
- Из предложенных загадок выбрать загадки о хлебе. Выразительно их прочитать и отгадать.
1)Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
2)Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
3)Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
4)Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
5)Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

6)Озеро молочное,
Берега калачные. (Ватрушка)
7)Два конца, два кольца,
А посредине гвоздик. ( Ножницы)

Коллективная проверка групп.
Проверка 1-ой группы
фото ris1.jpg

– Кто же живет в Хлебном царстве? (Дети 1- ой группы читают составленные слова: бублик, кулич, калач, батон, булка, пирог)
-Назовите еще известных вам жителей Хлебного царства. (Блины, ватрушка, пышка, лепешка, баранка, плюшка и т.д.).
Проверка 2-ой группы
- Давайте вспомним, в каких скороговорках встречаются эти «хлебные» слова и заодно проведем речевую разминку.
(На слайд проецируются тексты скороговорок)
( Дети 2 – ой группы читают скороговорки и называют «хлебное» слова, встречающиеся в них. Затем скороговорка произносится всем классом сначала медленно, потом быстро, четко проговаривая каждый звук. )
фото ris2.jpg

1)На базаре спозаранок
Накупил баран баранок.
2)Съел Валерик вареник,
А Ванюшка ватрушку.
3) Петушок прыг на порог:
Подари, пекарь, пирог!
Пекарь Петр пек пироги в печи.

- Произнесите скороговорку медленно, а затем как можно быстрее, стараясь четко проговаривать каждый звук.
Проверка 3-ей группы.
фото ris3.jpg

Представитель 3 - ей группы рисует схему слова на маркерной доске и объясняет. Все остальные проверяют правильность выполнения задания.
- Какой звук мы произносим на конце слова? [п].
- А какую букву пишем? (б).
- Объясните, почему? (На конце слова слышим звук [ п ]. Он глухой парный, а парные звонкие и глухие согласные на конце слова нужно проверять : хлеб – хлебушко, хлеба, хлебный и т.д.)
Фронтальная работа с классом.
-А что вы еще можете рассказать Гале о слове «хлеб»? Для этого устроим настоящий аукцион.
А) Игра «Аукцион»
(ученику, давшему правильную информацию о слове последним, вручается приз – пирожок)
(Слово обозначает предмет, нарицательное, неодушевленное, состоит из 1 слога, в нем 4 буквы и 4 звука, ударение падает на е и т.д.)
Игра - физкультминутка «Собери колосок!» ( Подбор прилагательных )
- На «Аукционе» было сказано, что слово «хлеб» обозначает предмет. Давай те подберем к нему слова, обозначающие признаки предмета.
- На какие вопросы отвечают такие слова? ( Какой? Какая? Какое? Какие?).
- Какой вопрос мы выберем? (Какой?)
- Итак, хлеб какой? (Дети подбирают прилагательные, берут с учительского стола бумажное зернышко и прикрепляют его на доску. В итоге получается колос)
(Свежий, мягкий, теплый, белый, черный, ржаной, пшеничный, горячий, ароматный, душистый, черствый, подгорелый, поджаристый, ноздреватый, и т.д.)
Составление предложений
- Используя данные слова, помогите Гале составить предложение со словом «хлеб».
- Сначала вспомним, что такое предложение? (1 или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль)
- Составьте предложение по одной из схем. (На доске схемы предложений из 4 и 5 слов.)
(Я люблю мягкий хлеб. В магазин привезли теплый хлеб. Пекарь испек вкусный хлеб. В поле созрел золотой хлеб. Дождь полил высокий хлеб. )
- Можно ли все ваши предложения назвать текстом? Почему? (Предложений несколько, но они не связаны по смыслу.)
Работа с учебником (с.46).
Объяснительное чтение текста «Как хлеб пекут?»
- Посчитайте, сколько здесь предложений. (4)
- Прочитайте их самостоятельно «птичьим базаром»
- Можно ли то, что вы прочитали назвать текстом? Докажите.
(Все предложения связаны по смыслу. Этот текст уже озаглавлен. - А как бы вы озаглавили этот текст? Придумайте ему другое название.
Чтение текста цепочкой по предложениям.
- Ответьте на вопросы предложениями из текста.
- Из чего пекут хлеб?
рисунок ris6.jpg («Хлеб пекут из теста»)

- Из чего месят тесто?
(На слайд проецируются картинки с изображением продуктов (яйца, сахар, вода, мука, дрожжи, соль)
- Из чего мелют муку?
рисунок ris7.jpg («Муку мелют из хлебных зерен»)

- Где созревают зерна?
рисунок ris8.jpg ( «Зерна созревают на полях в колосьях»)

- Какие главные хлебные растения вы знаете? Какое из них получат зерно? Какую муку? Какой хлеб пекут?
рисунок ris9.jpg («Колосья ржи»)

рисунок ris10.jpg («Ржаное зерно»)

рисунок ris11.jpg («Колосья пшеницы»)

рисунок ris12.jpg («Пшеничное зерно»)

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
- Сейчас царь Каравай на несколько минут превратит вас в маленькие зернышки, посадит в почву и вырастит из вас крепкие колоски.
- Люди посадили в землю вот такие маленькие зёрнышки. ( Показывает)
- А что нужно, чтобы зернышки проросли? (Солнышко. Оно даёт тепло. И нужен дождик, который польет их водой. И , конечно же, труд людей).
- Люди просили об этом так: “Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!” “Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!”
рисунок ris13.jpg («В землю зёрнышко попало»)

В землю зёрнышко попало. ( Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают ее руками.)
рисунок ris14.jpg («Прорастать на солнце стало.»)

Прорастать на солнце стало. (Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая:
«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко»
рисунок ris15.jpg («Дождик, дождик, поливай!»)

«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»
( Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх и «брызгают » на себя водой.
рисунок ris16.jpg («И росточек подрастал.»)

5. Дождик землю поливал,
И росточек подрастал.
( Дети медленно встают.)
рисунок ris17.jpg («И красавцем обернулся»)

6. К свету и теплу тянулся (Руки в стороны)
И красавцем обернулся.
( Руки вперед)
рисунок ris18.jpg («Золотые колоски»)

рисунок ris19.jpg («Колоски на ветру качаются»)

7. Золотые колоски на ветру качаются,
(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз.)
8. Низко накланяются.
(Дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают:
9. Поспел урожай! Приезжай, убирай! (Наклоны вниз)
- Кто из вас видел поле с колосьями? На что оно похоже? (На море. Когда дует ветер, колоски качаются, словно волны набегают друг на друга. )
- А как называется поле с колосьями? (Нива)
Работа с загадками.
- А кто знает про это загадку?
- Найдите на с. 46 загадку. Прочитайте и постарайтесь ее запомнить.
Проверка 3 – ей группы.
- Какие загадки о хлебе, хлебобулочных изделиях вы отобрали.
( Дети 3-ей группы выходят к доске, по очереди читают вслух «хлебные» загадки. Остальные учащиеся их отгадывают.)
фото ris4.jpg

- У каждого из вас на парте лежит крохотное зернышко. Давайте подумаем вместе, что людям надо сделать, чтобы из него получить мягкий вкусный хлеб?
Учитель обобщает ответы детей
- Вот видите, какой длинный путь проделывает хлеб, чтобы прийти к нам на стол! А людям каких профессий для этого пришлось потрудиться? (Пахарь-тракторист, сеяльщица, комбайнер, мельник, пекарь, агроном и т.д.).
Люди этих профессий заслужили почет и уважение. Давайте им посвятим нашу поэтическую минутку.
рисунок ris20.jpg («Каравай приехал к детям»)

Поэтическая минутка – игра «Каравай приехал к детям»
фото ris5.jpg;

Юля:
- Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?

Дети (хором):
- Пышной коркой похрустим
Всех на свете угостим.

Юля:
Выходи, Каравай,
Кого хочешь - выбирай!

Каравай (Женя):
- Я выбираю пекаря (Рому)!
рисунок ris21.jpg («Пекарь»)

Он не грел на печке бок -
Каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами поиграй!
Кого хочешь – выбирай!

Пекарь (Рома):
- Я выбираю мельника (Филиппа)!
рисунок ris22.jpg («Мельник» )

Не молол он чепуху,
А молол зерно в муку.
Мельник! С нами поиграй!
Кого хочешь – выбирай!

Мельник (Филипп)
- Я выбираю комбайнера (Андрюшу)!
рисунок ris23.jpg («Комбайнер»)

Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал.
Ты, комбайнер, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!

Комбайнер (Андрюша)-
Я выбираю тракториста (Колю)!
рисунок ris24.jpg («Тракторист»)

Он без дела не скучал -
Меня всюду выручал.
Он сюда пришел с дарами -
С тягачами – тракторами.
Без машины худо,
А с машиной – чудо!

Тракторист (Коля):
- Я работы не стыжусь,
Я работою горжусь.
Слава, слава дружным рукам!
Слава, слава всем труженикам!

Все вместе:
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел трудов и сил!

- А теперь я задам вам очень трудный вопрос. Постарайтесь ответить и него.
рисунок ris25.jpg («Наш школьный повар»)

( на слайде появляется фотография повара школы Каленкиной Е.И.)
- Кого вы видите на этой фотографии?
- Правильно, это наш повар Каленкина Елена Ивановна.
- Можно поместить её фотографию рядом с этими картинками? Почему?
-Видите, как много людей трудится, чтобы вырастить урожай и сделать так, чтобы на нашем столе каждый день был мягкий вкусный хлеб!
- Я думаю, что теперь Галя поняла о том, что
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют.

- Хлеб добыт великим трудом, поэтому его надо беречь. Ведь бросить хлеб, это всё равно, что оскорбить всех тех, кто его растил. Хлеб нужно беречь!
- А что значит «беречь» хлеб?
Творческая работа (составление памятки «Как правильно обращаться с хлебом»)
- Кто скажет, как мы должны относиться к хлебу?
- не крошить во время еды;
- нельзя надкусывать и оставлять;
- не бросать на пол.
- Давайте прочитаем эти правила для Гали.
(На слайде появляются «Правила бережного отношения к хлебу»
1.Никогда не бери хлеб грязными руками.
2.Бери хлеба столько, сколько съешь.
3.Нельзя играть с хлебом!
4.Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
5.Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.
6.Уважай труд хлеборобов и учи этому других.

- А вот самое простое правило (правило проецируется на слайд), которым вы должны пользоваться дома и в столовой:
«Хлеб к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, им не сори!»
- Человек, который не научился беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.
- Через отношение к хлебу давалась характеристика человеку: хороший он или плохой, жадный или щедрый, трудолюбивый или ленивый. Прочитайте слова, в состав которых входит слово «хлеб». Как вы их понимаете?
(На слайде появляются слова «хлебосол», «хлебороб», «нахлебник»)
Хлебосол – гостеприимный человек.
Хлебороб - трудолюбивый человек, выращивающий хлеб.
- Людей каких профессий можно назвать хлеборобами?
Нахлебник – ленивый человек, не зарабатывающий себе на пропитание.
Работа с пословицами
- Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу т.к. знал, какой ценой он достается.
- Прочитайте одну очень умную и точную народную мысль.
( На слайде появляется текст пословицы: «Хлеб – всему голова»
- Что это? (Пословица).
- Почему вы так решили?
- Как вы ее понимаете? Объясните ее смысл.
- Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба!
Работа в паре.
- Найдите на страницах «Азбуки» пословицы. Прочитайте их друг другу, объясните смысл. Выучите одну из них наизусть
Групповое воспроизведение пословиц.
- Кто выучил пословицу, которая начинается словом «красна»?
- Скажите все хором эту пословицу. (Красна хата не углами, а пирогами»)
- Как вы ее понимаете? (Красив дом не внешним убранством, а хлебосольством, гостеприимством)
- Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

- Ну вот, наш урок подошел к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь, правильно с ним обращаться.
5. Рефлексия. Подведение итогов.
- О чем интересном, важном вы узнали на уроке? ( Долгий и трудный путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны. Его нужно беречь и правильно с ним обращаться.)
- Чему научились?
- Что посоветовали бы Гале?
- Мы возвращаемся вместе с Галей из Хлебного царства. А на прощание царь Каравай угощает всех вкусными пирожками. (Всем раздаются пирожки, а гостям рецепты приготовления хлебобулочных изделий.)
Спасибо за урок. Берегите хлеб!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ООМ для 1 класса УМК "Школа России" Урок литературного чтения, 1 класс Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Чешские песенки для детей в переводе Маршака

Басни Крылова для детей 1 класса

Сказы для 1 класса

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Конспект занятия кружка по рисованию в начальной школе | Конспект НОД в старшей группе по теме "Зимнее дерево". Нетрадиционные техники рисования
Опубликовано: 3901 день назад (18 апреля 2014)
Просмотров: 13166
+5
Голосов: 5
Ольга Ивановна Марченко # 18 апреля 2014 в 17:08 +2
Наталья Витальевна, спасибо за интересный конспект урока по литературному чтению. Видно, что Вы, профессионал своего дела. По ходу проведения урока используются разные методы и средства, помогающие решить поставленные задачи. Творческих успехов!
Татьяна Юрьевна Борисова # 18 апреля 2014 в 18:11 +2
Наталья Витальевна,вы просто молодец!! Конспект познавательный и очень интересный. Так дерхать! УДАЧИ!!!! голосую+++
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 18 апреля 2014 в 20:23 +2
Наталия Витальевна, замечательный конспект урока. Столько интересных задумок! Беру себе на заметочку. Спасибо!!
Светлана Владимировна Мартынюк # 21 апреля 2014 в 10:39 +1
Очень интересный конспект! Обязательно "тащу" к себе в избранное! спасибо!