Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. И Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»»

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса на тему И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»

Цели: познакомить с литературной сказкой И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква “А”»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной; составлять план пересказа прочитанного; пересказывать текст, самостоятельно придумывая его продолжение.

Учебные задачи: узнать одну из особенностей сказочного текста; доказать, что произведение И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква “А”» — сказка.

Оборудование: портрет И. Токмаковой; книга «Аля, Кляксич и буква “А”»; магнитная азбука; текст речевой разминки; заготовленная таблица по сказкам (она может заполняться во время урока).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и умений

— Дома вы пробовали себя в роли поэтов. У кого получились стихи о буквах?

(Дети читают свои двустишия.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!

— Кто? Быть не может! Неужели?

— Взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его учебником зовут.

В. Берестов

— О каком учителе идет речь?

— Разве может быть учебник учителем? Объясните.

— Прочитайте стихотворение шепотом, громко.

— А сейчас прочитайте, играя голосом, первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Работа над формулировкой учебных задач

— Ребята, пока вы читали стихотворение, у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, что мы будем читать сегодня на уроке.

А К С 3 К А (Сказка.)

— А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помните фамилию автора, то назовите ее.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.

— Откройте учебник на с. 12. Прочитайте учебные задачи к уроку.

V. Работа по теме урока

— Прочитайте, кто написал произведение, которое мы будем изучать на уроке. (И. Токмакова.)

— Что вы знаете об этом авторе?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Токмаковой (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 78).)

— Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?

VI. Физкультминутка

Точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы...

Угощайтесь, молодцы!

(Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки — четыре хлопка.)

VII. Продолжение работы по теме урока

(Чтение отрывка сказки «Аля, Кляксич и буква “А”».)

— Все ли слова были вам понятны?

— Знаете ли вы, что такое клякса? Откройте учебник на с. 74 и найдите это слово в толковом словаре. Прочитайте объяснение. (Клякса — чернильное пятно на бумаге.)

— Какое впечатление произвело на вас начало книги?

— Каким вы представляете себе Кляксича? Подтвердите свой ответ текстом.

— Перечитайте текст о буквах.

— Прочитайте строчки, в которых говорится о букве А.

— Какие еще приключения могут произойти с героями?

— Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите свой ответ.

— В самом начале урока вы вспоминали сказки. Какие они бывают? (Ответы детей.)

— Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная.)

А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.

— К каким сказкам относится наша сказка? (К литературным.)

— Кто ее автор? (И. Токмакова.)

— Составим сравнительную таблицу и увидим, чем отличаются народные сказки от авторских.

(На доске учитель заполняет таблицу.)

Народная сказка

Авторская сказка

1. Автор — народ.

2. Первоначально создается в устной форме.

3. Существует в нескольких вариантах.

4. Время создания определить невозможно.

5. Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных

1. Автор — конкретное лицо (например, И. Токмакова).

2. Создается в письменной форме.

3. Внесение изменений в содержание не допускается.

4. Время написания известно.

5. Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической

— Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.

— Какая девочка Аля? (Старательная.)

— А какой характер у буквы А? (Она добрая, беспокоится о том, что происходит.)

— Про Кляксича мы уже говорили. Какой он? (Ответы детей.)

— Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки. (Разыгрывание отрывка по ролям.)

VIII. Рефлексия

— Скажите, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко?

— А что не получалось? Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Как называется произведение, которое мы читали на уроке?

— Назовите автора. Что вы о нем узнали?

— Как вы поняли главную мысль сказки?

Рекомендации для занятий дома

1. Перечитать сказку и подготовить ее пересказ, придумав самостоятельно продолжение.

2. Желающие могут прочитать все произведение.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Английские народные песенки

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Чарушин «Теремок». Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Школа России

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Вводный урок. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!