Цели: познакомить с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений; учить ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании, предполагать на основе названия содержание главы, находить в словаре непонятные слова; ввести понятия «писатель», «автор», «произведение», «интонация», «сказочный герой».
Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в учебнике; понимать условные обозначения; находить нужную главу в содержании учебника; предполагать на основе названия содержание главы; находить в словаре непонятные слова.
Оборудование: выставка книг о буквах, об азбуке, магнитная азбука, текст речевой разминки (на карточках или на доске), карточки с загадками, рабочая тетрадь.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Кто из вас придумал и нарисовал букву в сказочном домике? (Дети выходят к доске, показывают свои работы и рассказывают, что они изобразили.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Я с этой книгой в первый раз,
Пришел в свой первый светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
— А сейчас прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Как вы понимаете значение слова «интонация»? (Манера произношения, отражающая какое-либо чувство говорящего, его отношение к предмету речи.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Формулирование учебной задачи урока
— О какой книге идет речь? (Об азбуке.)
Правильно. Мы только что закончили изучать эту книгу, попрощались с ней. С сегодняшнего дня мы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас вы держите его в руках.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитайте название учебника.
— Рассмотрите обложку. Как вы понимаете название «Литературное чтение»? (Ответы детей.)
— На обложке написано «Часть 1». О чем это говорит? (О том, что есть и вторая часть.)
— Почему авторы выпустили этот учебник в двух частях? (Чтобы легче было носить.)
— Правильно, авторы учебника позаботились о вашем здоровье. Как вы будете обращаться с их трудом, с учебной книгой?
(Дети вспоминают правила обращения с книгой.)
— Откройте учебник на с. 2 и прочитайте фамилии авторов. А сейчас мы познакомимся с условными обозначениями, которые встретятся в этой книге.
(Дети рассматривают значки и читают пояснения к ним.)
— Откройте с. 4. Прочитайте первое обращение к вам авторов «Что мы уже знаем и умеем». (Дети читают обращение.)
— Определите для себя: что у вас получается хорошо, а над чем еще надо поработать. (Ответы детей.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Рассмотрите «Рабочую тетрадь». Назовите авторов. Рассмотрите условные обозначения. Обратите внимание, в учебнике никаких пометок делать нельзя, а в тетради мы будем писать, отвечать на вопросы.
— Выполните задания на с. 3—4.
VI. Физкультминутка
— Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой.
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте пословицу.
Возьми книгу в руки — не будет скуки.
— Как вы понимаете ее смысл?
— Кто из вас знает, как правильно ориентироваться в книге? Как, например, найти нужный рассказ? (Ответы детей.)
— Для этого в каждой книге приводится «Содержание», или «Оглавление». Откройте «Содержание» в своих учебниках. Рассмотрите внимательно, прочитайте, какие разделы помещены в первую часть.
— Как вы думаете, о чем будут произведения каждого раздела?
— Вернитесь к с. 4. Прочитайте второе обращение авторов «Как научиться четко и правильно произносить все звуки».
(Дети читают и выполняют задания, данные в этой рубрике. Если дети не успеют выполнить все задания, можно дать их на дом.)
— Разгадайте шараду.
Начало деревом зовется,
Конец — читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке ведь они. (Буквы.)
(У детей на столах карточки с загадками.)
— Отгадайте загадки.
Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книги.)
У стены — большой и важный —
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)
Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет... (поэт).
О. Емельянова
Он — всем книгам голова,
Знает, что бывает,
Жили-были буквы
Если к двум прибавить два.
И словарные слова
Он не забывает.
В нем найдешь ответ готовый
На свои вопросы:
Что там пишется в «корове»?
Что едят на завтрак совы?
Где летают осы?
Ты читал немало книг
И знаком, конечно, с ним. (Учебник.)
О. Дружкова
— С каким учебником вы познакомились на уроке?
— Как нужно обращаться с книгами?
— Как найти в книге нужное произведение?
VIII. Рефлексия
— Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на своем первом уроке литературного чтения.
— Ребята, а как вы понимаете слово «учиться»? Что это значит? (Если сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего ты не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)
— Пригодится это вам в дальнейшем? Где?
— А кто понял, как пользоваться учебником?
— Кто запомнил условные обозначения, которые используются в учебнике?
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему вы научились сегодня?
Рекомендации для занятий дома
Нарисовать любимую букву в сказочной стране.
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Чарушин «Теремок». Школа России
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Английские народные песенки
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!