Цели: познакомить со сказкой Е. Чарушина «Теремок»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки.
Учебные задачи: определять и называть героев сказки, сравнивать авторскую и народную сказки.
Оборудование: портрет и книги Е. Чарушина, выставка книг с русскими народными сказками, текст речевой разминки, карточки с загадками, картинки с изображением животных — героев сказки.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?..
С. Михалков
— Ответьте на вопрос автора.
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, какие сказки вы вспомнили дома? Расскажите их. (Ответы детей.)
— Откройте учебник на с. 33. Прочитайте Учебные задачи.
— Какие сказки вы только что рассказывали? (Русские народные сказки.)
IV. Работа по теме урока
— Вспомните русскую народную сказку «Теремок». Как звали ее героев?
(Учащиеся выполняют задание на с. 33 учебника, читают и дополняют названия героев русской народной сказки: мышка- норушка, зайчик-побегайчик, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок, медведь косолапый.)
- Прочитайте, как заканчивается сказка.
— Найдите в словаре определение слова «теремок». (Терем (устаревшее) — высокий богатый дом.)
- Прочитайте новые сведения в синей рамочке. Что вы узнали?
- Как вы поняли, чем авторская сказка отличается от народной?
V. Физкультминутка
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка-яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над загадками
(У детей на столах карточки с загадками.)
— Отгадайте загадки.
Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчусь я что есть духу
На праздник без оглядки.
Кто я, угадай-ка!
Ну конечно... (зайка).
Посмотрите-ка, какая —
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка.)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь.)
— Перечислите всех животных, про которых были загадки. Как вы думаете, в какой сказке они встретятся все вместе? (Ответы детей.)
Ребята, сказку, которую мы будем читать, рассказал нам Евгений Иванович Чарушин.
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 87).).
— Угадайте, как называется сказка. (Теремок.)
— Вы удивлены? Какая эта сказка? (Народная.)
Верно, она народная. Но ее пересказывали многие писатели, поэтому она нам известна в разных вариантах.
2. Работа по учебнику
(Чтение сказки на с. 33—36 учебника. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника на с. 36.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради С. 31 (Е. Чарушин «Теремок»).
— Запиши, кому из героев сказки принадлежат слова.
VII. Рефлексия
— Скажите, что на уроке у вас получалось хорошо?
— Были ли трудности? Какие?
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется первое произведение этого раздела? Кто его автор?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чем авторская сказка отличается от народной?
Рекомендации для занятий дома
Подготовить пересказ сказки Е. Чарушина, придумав свое продолжение.
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Школа России
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Вводный урок. Школа России
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Английские народные песенки
Нет комментариев. Ваш будет первым!