Цели: познакомить с произведениями устного народного творчества других стран; прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в выразительном чтении песенок и небылиц; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества; выразительно читать фольклорные произведения; заучивать небольшие произведения наизусть; анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества, объединять их по темам.
Оборудование: магнитная азбука, текст речевой разминки, книга «Рифмы Матушки Гусыни».
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
(Чтение загадок и небылиц, сочиненных учениками.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Го-ро-шин-ки,
Не-про-шен-ки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Маши добрались?
Нет, портить настроение
Никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?
— С какой интонацией нужно читать каждое предложение?
— Прочитайте вопросительные предложения.
— Прочитайте восклицательное предложение.
— Найдите вопросительно-утвердительное предложение. (Последнее предложение.)
— Как его правильно прочитать?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Постановка целей урока
— А знаете ли вы, что мы сейчас читали? Как вы думаете, что это за произведение? (Ответы детей.)
— Проверьте свой ответ, составив слово из букв.
О Ш К П Е И Т
— Какое получилось слово? (Потешки.)
— Понятно, что потешки сочиняли, чтобы потешать, развлекать детей. А что еще использовали для потехи, развлечений? (Небылицы.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 50. Прочитайте тему урока.
— Как вы понимаете слово «небылица»?
Небылицы, веселые песенки и загадки есть не только у русского народа, но и у народов других стран. Сегодня на уроке мы познакомимся с книгой «Рифмы Матушки Гусыни». Это самая знаменитая и читаемая книга во всем мире. В ней еще в XVII в. был собран воедино английский детский фольклор. С тех пор книга дополнялась и видоизменялась.
Настоящее знакомство русского читателя с этими произведениями состоялось после появления переводов К. Чуковского и С. Маршака отдельных стихов из этой книги («Шалтай-Болтай», «Скрюченная песня» («Жил на свете человек, Скрюченные ножки...»), «Три смелых зверолова» и др.).
— Прочитайте английские песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни», которые перевел на русский язык С. Маршак.
(Самостоятельное чтение песенок на с. 51—53 учебника.)
— Какая из прочитанных песенок показалась вам особенно смешной?
— Прочитайте ее выразительно.
(Желательно, чтобы на уроке были прочитаны все четыре песенки.)
VI. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Можно ли назвать английские песенки небылицами? Докажите, используя примеры из текста песенок.
А сейчас мы познакомимся еще с одной английской песенкой, которую перевел С. Маршак.
— Откройте учебник на с. 54. Прочитайте название песенки. (Дом, который построил Джек.)
(Учитель читает отрывок из песенки.)
— Какие слова повторяются в каждой части?
— Почему первые строки песенки вынесены в заглавие? (Заглавие может выражать главную мысль или тему произведения.)
— Прочитайте выразительно стихотворение «Дом, который построил Джек».
2. Выполнение задания в рабочей тетради
С. 36—37 (Л. Каменский «Про художника, который все перепутал»).
— Прочитайте небылицу и подчеркните в тексте то, чего не может быть.
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Покажите учителю и друг другу.
IX. Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились на уроке?
— Фольклор какого народа помещен в книге «Рифмы Матушки Гусыни»?
— Для чего придумывают потешки, небылицы и веселые песенки?
— Можно ли самому придумать небылицу?
Рекомендации для занятий дома
1. Выучить наизусть любое из прочитанных произведений.
2. Рабочая тетрадь, с. 37—38 (Учимся сочинять небылицы).
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Вводный урок. Школа России
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Школа России
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Поговорим о самом главном
Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Чарушин «Теремок». Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!