Конспект урока по читательской грамотности с презентацией, 1 класс. Осеева «На катке»
Конспект урока по читательской грамотности с применением текста В. Осеевой «На катке»
Автор: Новоселова Светлана Васильевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 города Серов Описание: данный конспект будет полезен учителям начальных классов, так как формирование читательской грамотности у обучающихся актуально. Цель: формирование читательской грамотности обучающихся во время знакомства с рассказом В.Осеевой «На катке», развивая умение работать с представленной информацией, воспитывая интерес к чтению. Задачи: Дидактические:
1. Актуализировать знания обучающихся об условных обозначениях, которые используются при моделировании обложки, во время работы с таблицей.
2. Рассказать обучающимся интересные факты из жизни Валентины Осеевой в ходе демонстрации презентации.
3. Познакомить обучающихся с рассказом В.Осеевой «На катке» с помощью его прочтения. Развивающие:
1. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей во время ответов на вопросы.
2. Развивать умение анализировать текстовую информацию в соответствии с поставленной задачей во время работы с рассказом.
3. Развивать умение формулировать задачи урока совместно с учителем в ходе урока. Воспитательная:
1. Воспитывать интерес обучающихся к чтению во время работы с текстом рассказа.
Ход урока
- Здравствуйте, я вновь рада видеть вас на уроке.
- Для того чтобы узнать тему урока отгадайте загадку:
На радость местной детворе
Залит зимой он во дворе.
Я позову друзей пяток,
Возьмём коньки, нас ждёт …
- А знали ли Вы, что…
1. Человечество придумало передвигаться по льду с помощью лезвий из костей животных еще в бронзовом веке. Находки археологов указывают на то, что идея передвижения по льду при помощи специальных приспособлений появилась еще в древности. Костяные лезвия, которые выполнялись, вероятнее всего, из фаланг конечностей крупных животных, относятся к периоду между четвертым и первым тысячелетиями до нашей эры.
2. Костяные коньки находили на территории разных стран, а самые древние – рядом с Одессой.
3. В 1842 лондонец Генри Кирк сделал важный шаг в истории этого зимнего развлечения и спорта: он залил первый в мире искусственный каток. Идея пришлась по нраву любителем катания на льду по всему миру.
4. В Россию катки «привёз» из Европы Пётр I.
Он же придумал прикреплять коньки непосредственно к сапогам. Император любил привносить в жизнь подданных разного рода новшества, и катание на льду показалось ему очень даже достойным развлечением. Следующие лет сто после появления коньков в России новых значительных событий в истории их популяризации не происходило. Несколько раз катание на коньках упоминал в своих произведениях А.С. Пушкин. «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд», — пишет поэт в «Евгении Онегине».
5. Первый в России каток открылся в 1865 году в Санкт-Петербурге, в Юсуповском саду. В рождественско-новогодний период на льду устанавливали праздничную ёлку и украшали каток. В 1878 году на катке в Юсуповском саду состоялось первое состязание российских фигуристов.
6. Очень любил кататься на коньках Л.Н. Толстой: каждую зиму каток заливали на территории дома Толстых в Москве. Также писатель любил посещать с семьёй каток на Патриарших прудах.
- А вы, любите кататься на коньках? Где встречаются любители конькобежного спорта в нашем микрорайоне?
- Правильно, речь идет о катке. Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Осеевой «На катке». Продолжим фразы:
1. Мы познакомимся с биографией…
2. Мы прочитаем рассказ…
3. Мы ответим на вопросы и выполним задания по…
4. Мы создадим обложку к…
- Вот и получился своеобразный план нашего занятия. Приступим к выполнению первого пункта.
- В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.
Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». В 1952 году была награждена Сталинской премией третьей степени за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах.
- Мы познакомились с писательницей, которая написала много рассказов для детей, среди которых – «На катке».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?
- Кто может быть героями?
- Рассказ заставит нас грустить или улыбаться?
Читать рассказ будем по цепочке, начиная с первого ряда (каждый читает предложение) На катке День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
- Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с её шубки снег. - Ушиблась? Девочка улыбнулась:
- Коленку... Сзади раздался смех.
“Надо мной смеются!” - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
- Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.
- Иди к нам! - позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
- Сбылись ли наши предположения?
Проведем словарную работу.
Невидаль - необычайное; не видали (так говорили раньше). "Эка невидаль. ? " - как по-другому это сказать? (ничего особенного) .
Кружился волчком - быстро вокруг себя (провести связь с детской игрушкой - юлой) .
Лихо завернул - резко, неожиданно.
- Как вы думаете, кто был старше - Витя или девочка? (Старше был Витя.)
- Почему? Подтвердите словами из текста.
- Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте.
- Как вы думаете, почему она так ездила (она еще неуверенно стояла на коньках.)
- А что выделывал Витя? Прочитайте.
- О чем это говорит? (Витя очень хорошо катался на коньках.)
- Понравился ли вам мальчик Витя? Почему?
- Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках? (Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала.)
- Чем ударилась маленькая девочка? (Маленькая девочка ударилась коленкой.)
- Как поступил Витя? (Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и уехал.)
- Почему Витя изменил свое поведение? (Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним.)
- Оцените поведение Вити. (Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников.)
- Что нового вы узнали о взаимоотношениях людей? ( Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека.)
Каким был Витя? Допиши предложение, выбрав нужные слова из «Подсказки».
- Прочитайте пословицу по стрелке и запишите её.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Для того чтобы узнать человека нужно посмотреть, что он делает, и как ведет себя в определенным ситуациях)
- В каких ситуациях её можно употребить?
- Вы справились со всеми заданиями, и сейчас нам осталось создать обложку для рассказа «На катке», но сначала вспомним условные обозначения для создания обложки произведения.
- Посмотрите на таблицу и ответьте на вопросы.
- Если мы создаем обложку для басни, то какую фигуру используем? (перевернутый треугольник)
- Если нам нужно создать обложку для рассказа, то какая фигура нам потребуется? (прямоугольник)
- Если перед нами загадка, то мы будем использовать … (треугольник с вопросительным знаком внутри)
- Если произведение, которое мы прочитали о волшебстве и приключениях, то каким цветом мы раскрашиваем фигуру? (синим) Если оно о жизни детей? (желтым) А если оно о Родине? (красным)
- У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой изображены три обложки, вам нужно выбрать правильную обложку и раскрасить её нужным цветом. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты. По завершению работы покажите мне свою готовность. (Раскрашивают обложку произведения)
- Обменяйтесь работами с соседом по парте. Выполните взаимопроверку, в помощь вам будет слайд.
Поднимите руку, кто правильно выполнил это задание. Теперь поднимите руки те, кто допустил ошибки.
- Вот наш урок и подошел к концу, пришло время подвести его итоги.
- Что интересного вы запомнили о катках?
- С рассказом, какой писательницы, мы сегодня познакомились? (Валентины Осеевой)
- Чему научил нас этот рассказ? (Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека.)
- Сейчас вам нужно будет оценить свою работу на уроке. Если урок вам понравился, вам было интересно, и у вас все получилось, то хлопните в ладоши три раза. А если у вас были трудности, и вам нужна моя помощь, то поднимите руку.
- Наш урок подошел к концу, я надеюсь, что вам было интересно.
Презентация для конспекта урока по читательской грамотности с применением текста В. Осеевой «На катке»