Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Конспект урока литературного чтения для 1 класса. И. Гамазкова «Живая азбука». Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя»

Цели: познакомить с произведением И. Гамазковой «Живая азбука», с татарскими народными сказками «Три дочери» и «Два лентяя»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить анализировать произведения; развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения, сравнивать сказки разных народов.

Оборудование: книги по теме урока, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте выразительно стихотворение Е. Благининой (с. 75).

— Прочитайте вопросы-шутки. Смогли ли вы на них ответить? (Дети объясняют выражения, отвечают на вопросы.)

• Помогу, помогу, а пришло время — не могу.

• Какая птица из сорока букв? (Сорока.)

• От чего гусь плавает? (От берега.)

• Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте отрывок из «Азбуки-сказки», которую написала Ирина Турина.

Буква А жила в Арбузе,

В полосатом толстом пузе.

Раз пришел к ней Абрикос,

Сладкий Ананас принес.

Мимо Аист пролетал,

Букву А он увидал

И решил себе забрать.

Абрикос давай кричать:

— А-а-а, украли, помогите,

Букву А в Букварь верните!

— Прочитайте стихотворение шепотом.

— Прочитайте, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с замедлением.

— Прочитайте выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Какой вы представляете букву А?

— В каком домике могут жить другие буквы? Пофантазируйте.

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями раздела «Жили-были».

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 77. Прочитайте, кто автор произведения, с которым нам предстоит сейчас познакомиться. (И. Гамазкова.)

— Что вы знаете о ней?

Материал для учителя

Инна Липовна Гамазкова (p. 1945) — один из популярных авторов наших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают внимание неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, ворожилки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на остановленные мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.

Удивительное дело, но по своей первой профессии Инна Гамазкова как раз и была энтомологом, изучала насекомых, преподавала биологию и даже получила почетный диплом изобретателя. А в 1990-е гг. у нее стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в детском журнале «Жили-были».

— Прочитайте название стихотворение самостоятельно. Вставьте пропущенные слова. Если затрудняетесь, поработайте в парах.

— Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие чувства вы испытывали во время чтения?

— Что помогло нам найти правильный ответ?

— Перечитайте стихотворение. Найдите в нем созвучные окончания.

— Прочитайте еще раз название стихотворения. Почему автор назвал азбуку живой?

— Знаете ли вы сказки? Проверим. Узнать их вам поможет лабиринт в учебнике на с. 79. Назовите сказки на каждой дорожке.

— Доскажите слова и узнаете, о каких сказках идет речь в стихах и загадках авторов Владимира Степанова, Ирины Батый.

Из муки он был печен.

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он... (катился).

 

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню... (пел),

 

Съесть хотел его зайчишка.

Серый волк и бурый... (мишка).

 

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую... (лису),

 

От нее уйти не смог.

Что за сказка? ... («Колобок»).

 

С кем Мороз играет в прятки,

В белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку,

И зовут ее... (Снегурка).

 

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

 

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

 

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под... (кустом).

 

Рада мышка-поскребушка

И зеленая... (лягушка).

 

Рад и побегайчик,

Длинноухий... (зайчик).

 

Дзинь-ля-ля — поет синичка!

Это сказка... («Рукавичка»),

 

Маша в коробе сидит,

Далеко она... (глядит).

 

Кто несет ее? — ответь, —

Быстрыми шагами?

А несет ее... (медведь)

Вместе с... (пирогами).

 

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша... (отдохнуть).

 

На пенек присесть

И румяный пирожок

По дороге... (съесть).

 

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка —

Это... («Маша и медведь»).

— Прочитайте название сказки в учебнике на с. 83. Какие ассоциации у вас возникли? О чем вы подумали?

— Чья эта сказка? (Татарского народа.)

— Прочитаем ее и узнаем, о чем в ней говорится. (Читают хорошо читающие ученики или учитель.)

— Куда пошли лентяи?

— Что они увидели?

— Прочитайте те строчки, в которых говорится о том, как они хотели поесть яблок. (Выборочное чтение.)

— Почему же ребята остались голодными?

— Понравились вам ребята? Почему?

— Можете ли вы вспомнить другие сказки, в которых осуждается лень?

— Послушайте русскую народную сказку «Лень да Отеть». Сравните ее с той, которую только что прочитали.

Лень да Отеть

Жили-были Лень да Отеть.

Про Лень все знают: кто от других слыхал, кто встречался, кто знается и дружбу ведет. Лень — она прилипчива: в ногах путается, руки связывает, а если голову обхватит — спать повалит. Отеть Лени ленивее была.

День был легкий, солнышко пригревало, ветерком обдувало. Лежали под яблоней Лень да Отеть. Яблоки спелые, румянятся и над самыми головами висят. Лень и говорит:

— Кабы яблоко упало да мне в рот, я бы съела. Отеть говорит:

— Лень, как тебе говорить-то не лень?

Упали яблоки Лени и Отети в рот. Лень стала зубами двигать тихо, с передышкой, а съела-таки яблоко. Отеть говорит:

— Лень, как тебе зубами-то двигать не лень?

Надвинулась темная туча, молния ударила в яблоню. Загорелась яблоня большим огнем. Жарко стало. Лень и говорит:

— Отеть, сшевелимся от огня; как жар не будет доставать, будет только тепло доходить, мы и остановимся.

Стала Лень чуть шевелить себя, далеконько сшевелилась.

Отеть говорит:

— Лень, как тебе себя шевелить-то не лень?

Так Отеть голодом да огнем себя извела.

Стали люди учиться, хоть и с леностью, а учиться. Стали работать Уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка.

А как лень изживем — счастливо заживем.

(В пересказе С. Писахова)

Вот такая сказка. Но начнет иной человек ее читать и задумается: «Что такое лень — это я знаю. Даже, пожалуй, слишком хорошо знаю. А вот отеть - такое слово впервые слышу».

Вопрос, верно? А между тем старые люди помнят еще времена, когда слово это жило в народе. И обозначало именно высшую степень лени. Самый отчаянный лентяй так и назывался — отетник.

Про него говорили: «Экая отеть шатается, дармоед этакой!»

Или о себе: «Такая отеть берет, что прямо не глядел бы на работу».

Теперь мы знаем, что такое и лень, и отеть. Но мы и знаем также, что обе они сидят внутри нас и от нас самих зависит, продолжать лениться дальше или перебороть себя и начать что-то делать.

А как представить себе, что Лень с Отетью лежат под яблоней, раскрыв рты, и ждут, когда им сверху упадет спелое, вкусное яблочко? Как они должны выглядеть? На кого походить? И, может быть, они действительно существуют в жизни?

Конечно же нет. И лень, и отеть надо человеку искать в себе. В сказке они живут как образы; ведь только подумаешь об этих неряшливых, опустившихся созданиях, и сразу пробуждается отвращение к ним.

VI. Физкультминутка

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка-яга живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

VII. Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с. 80. Подумайте и скажите, о чем может быть эта сказка. Какое отношение к ней могут иметь белка, пчелка, черепаха и паук? (Ответы детей.)

— Прочитаем сказку «Три дочери».

(Читают хорошо читающие ученики или учитель).

— Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

— Какая из сестер проявила равнодушие, сочувствие, неуважение к матери, внимание, доброту, заботу только о себе, любовь?

— Подтвердите свой ответ словами сказки.

— Как была вознаграждена третья дочь за свое отзывчивое сердце? Прочитайте.

— Ребята, а как вы заботитесь о своей маме? Чем вы ей помогаете? (Высказывания детей.)

— А как вы относитесь к своей бабушке? (Высказывания детей.)

VIII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Как называются произведения, которые мы прочитали на уроке?

— Назовите их авторов.

Верно, у сказки нет автора, так как она народная. А что вы знаете об этом народе, его обычаях?

— Кто из вас знает столицу Татарстана?

Материал для учителя

Столица Республики Татарстан — город Казань. Республика граничит с Кировской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областями, Башкортостаном, Марий Эл, Удмуртской Республикой, Чувашией.

Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно- Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы. Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от Москвы.

Территория Татарстана представляет собой равнину в лесной и лесостепной зоне с небольшими возвышенностями на правобережье Волги и юго-востоке республики. Более 16% территории республики покрыто лесами, состоящими из деревьев преимущественно лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью. Местная фауна представлена 430 видами позвоночных животных и сотнями видов различных беспозвоночных.

Домашнее задание

Читать сказки разных народов.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Сказы для 1 класса

Урок литературного чтения в 1 классе. Жили-были буквы

Басни Крылова для детей 1 класса

Чешские песенки для детей в переводе Маршака

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!