Цели: познакомить с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений; учить ориентироваться в учебнике, находить нужный раздел в содержании, строить предположения на основе названия о содержании раздела, находить в словаре непонятные слова; ввести понятия «писатель», «автор», «произведение».
Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в учебнике; понимать условные обозначения; находить нужный раздел в содержании учебника; предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены.
Оборудование: учебник, творческая тетрадь, магнитная азбука, текст речевой разминки (на карточках или на доске), карточки с загадками.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
— А сейчас прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— О какой книге идет речь? (Об азбуке.)
Мы только что закончили изучать эту книгу, попрощались с ней. С сегодняшнего дня мы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас вы держите его в руках.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте название учебника на обложке. Как вы понимаете название «Литературное чтение»? (Ответы детей.)
— На обложке написано «Часть первая». О чем это говорит? (О том, что есть и вторая часть.)
— Почему авторы выпустили этот учебник в двух частях? (Чтобы легче было носить.)
— Правильно, авторы учебника позаботились о вашем здоровье. А как вы будете обращаться с учебной книгой?
(Дети вспоминают правила обращения с книгой.)
— Прочитайте фамилии авторов учебника на обложке.
— А сейчас откройте учебник на с. 3. Прочитаем обращение авторов.
(Читают хорошо читающие ученики или учитель).
— О какой части пути говорят авторы?
— Почему они называют ее самой трудной?
— Что вы сейчас можете сделать сами? (Приоткрыть дверь в удивительный мир, где живут книги.)
— В какую страну мы с вами отправимся? (В страну Литературию.)
— Чему авторы хотят научить вас?
— Давайте познакомимся с условными обозначениями, которые вам встретятся в этой книге.
(Дети рассматривают значки и читают, что они обозначают.)
— Вы увидели значок «работаем в творческой тетради». Возьмите ее в руки. Назовите авторов. (Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти.)
— Что вы заметили? (Фамилия автора повторяется на обложках учебника и творческой тетради.)
— Откройте творческую тетрадь. Рассмотрите условные обозначения. Сколько их? (Четыре.)
— Сколько условных обозначений в учебнике? (Семь.)
— Сравните, где больше и на сколько. (Больше значков в учебнике, на 3.)
— Отличаются ли значки в тетради от значков в учебнике? (Нет, они одинаковые).
— Прочитайте обращение автора к ученикам в творческой тетради.
— Что вы узнали из текста?
(Дети отвечают с помощью текста.)
V. Физкультминутка
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте пословицу.
• Возьми книгу в руки — не будет скуки.
— Как вы понимаете ее смысл?
— Кто из вас знает, как правильно ориентироваться в книге? Как, например, найти нужный рассказ? (Ответы детей.)
Для этого в каждой книге есть содержание, или оглавление. Откройте содержание в конце учебника.
— Рассмотрите внимательно, прочитайте, какие разделы помещены в первой части учебника.
— Как вы думаете, о чем будут произведения каждого раздела? (Учащиеся читают названия разделов и пытаются комментировать.)
— Разгадайте шараду.
Начало деревом зовется,
Конец — читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке ведь они. (Буквы.)
— Отгадайте загадку.
Поселились мудрены
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книги.)
— А вот еще одна загадка.
У стены — большой и важный —
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)
— Добавьте слово в рифму, окончите стихотворение.
Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет... (поэт).
О. Емельянова
— Догадайтесь, о какой книге идет речь.
Он — всем книгам голова,
Знает, что бывает,
Если к двум прибавить два,
И словарные слова
Он не забывает.
В нем найдешь ответ готовый
На свои вопросы:
Что там пишется в «корове»?
Что едят на завтрак совы?
Где летают осы?
Ты читал немало книг
И знаком, конечно, с ним. (Учебник.)
О. Дружкова
— С каким учебником вы познакомились на уроке?
— Как нужно обращаться с книгами?
— Как найти в книге нужное произведение?
VII. Рефлексия
— Предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на своем первом уроке литературного чтения. (Ответы детей.)
— Как вы понимаете слово «учиться»? Что это значит? (Если сам что-то делаешь и не получается, надо, во-первых, понять, чего ты не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)
— Пригодится это вам в дальнейшем? Где?
— А кто понял, как пользоваться учебником?
— Чем еще, кроме учебника, мы будем пользоваться?
— Кто запомнил условные обозначения, которые используются в учебнике и творческой тетради?
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему вы учились сегодня?
Домашнее задание
Принести свою любимую книгу. Подготовить краткое сообщение о том, кто ее автор, о чем она.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Басни Крылова для детей 1 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!