Урок литературного чтения, 1 класс. Маршак «Новому читателю»

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Введение в содержание раздела. С. Маршак «Новому читателю». УМК «Перспектива»

Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; закрепить основные понятия раздела: «книга», «читатель», «писатель»; ознакомить учащихся с возникновением письменности, ее видами: предметное, узелковое письмо, наскальные рисунки, иероглифы; обучать выразительному чтению пословиц, загадок, стихотворений и текстов с опорой на знаки препинания; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; находить в стихах слова с созвучным окончанием; узнают о возникновении письменности.

Оборудование: выставка книг, принесенных учащимися, текст речевой разминки, портрет С. Маршака.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какую книгу вы принесли сегодня на урок? Кто ее написал? О чем она?

(Дети выходят к доске, показывают свои любимые книги и рассказывают о них.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Первые буквы

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели,

И открыли поскорей

Двадцать девять букварей.

Мы учили букву А,

Мы учили букву У,

Малыши кричат уа.

Мы в лесу кричим ау.

С буквы А — арбуз и аист

(Мы запомнить постарались),

С буквы У у нас, ребята,

Ухо, удочка, утята...

Вот чему на первый раз

Научился первый класс.

Л. Демьянов

— Прочитайте стихотворение шепотом.

— Прочитайте, начиная шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Как называлась ваша первая учебная книга?

— С каким учебником вы познакомились на прошлом уроке? Как он называется?

— Прочитайте название первого раздела учебника.

— Подумайте и скажите, о чем будут произведения этого раздела.

— Откройте учебник на с. 4. Перед вами персонажи учебника — профессор Самоваров, Аня и Ваня. Они помогут нам в нашем путешествии по стране Литературии.

— Прочитайте о том, с чем мы познакомимся, изучая произведения этого раздела. (Мы познакомимся с понятиями: книга, питатель, писатель.)

— Прочитайте диалог (диалог — это разговор двух человек) Ани и Вани.

(Дети читают.)

— Что любит делать Аня? (Аня любит слушать, когда ей читает мама.)

— Что любит Ваня? {Ваня любит читать сам.)

— Рассмотрите фотографии на с. 5. Прочитайте, кто на них изображен. (Писатель Сергей Михалков.)

— Прочитайте, что сказала Аня, увидев эти фотографии.

— А вам хотелось бы узнать, как удается писателю столько интересного придумать? Мы обязательно это узнаем на наших уроках.

— Сегодня на урок вы принесли много интересных книг. Посмотрите на нашу выставку. Подумайте, на какие группы их можно разделить. Воспользуйтесь подсказкой на с. 5. {Сказки, рассказы о детях, рассказы о животных, стихи о природе.)

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 6. Внимательно рассмотрите обложки книг. Прочитайте, что говорит Ваня. (Он называет себя и Аню читателями.)

— Давайте в конце учебного года проведем конкурс и определим, кто больше всех прочитает книг, и присвоим ему звание «Лучший читатель».

— Прочитайте название стихотворения на с. 7. («Новому читателю».)

— Чья фамилия написана в правом верхнем углу страницы? (Автора.)

Правильно. Сначала всегда называют фамилию автора, затем название произведения и только потом читают текст.

— Как вы понимаете название стихотворения? Разве читатель может быть новым или старым? (Ответы детей.)

— Прочитаем, что нам поясняет профессор Самоваров.

— Что вы узнали? (Ответы детей.)

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Какие слова или выражения были непонятны в тексте?

— Догадались ли вы, кому посвящено это стихотворение?

— Что вам помогло это узнать?

— Прочитайте с соседом по парте стихотворение вслух.

VI. Физкультминутка

Лягушки

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались.

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям физкультпривет!

VII. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 8. Прочитайте, что написано вверху страницы. Как вы думаете, что это? (Загадка о книге.)

— Прочитайте остальные загадки.

— Как вы понимаете шутку: ленивцу Микишке все не до книжки? (Ответы детей.)

— Прочитайте пословицы о книге, объясните их смысл.

— Какой вывод делает профессор словами Константина Дмитриевича Ушинского? Прочитайте.

— Вспомните, что мы читали в азбуке о том, как можно передать информацию. (При помощи звука, жеста или даже при помощи барабана.)

— Подумайте и скажите, как появилась письменность. Как раньше люди писали?

(Дети делятся своими знаниями или предположениями.)

— Узнаем об этом, поработав со страницами учебника 10-12. Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Правы ли мы были?

— Что нам рассказывают об этом Ваня и Аня? (Дети читают текст в учебнике на с. 11.)

— Изучите самостоятельно материал на с. 12. Что вы узнали?

VIII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Как называется первый раздел учебника?

— Чье стихотворение мы сегодня читали на уроке? Как оно называется?

— Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание

Подготовить небольшой рассказ о том, как в наше время люди сообщают друг другу важное и интересное.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Сказы для 1 класса

Урок литературного чтения в 1 классе. Жили-были буквы

Басни Крылова для детей 1 класса

Чешские песенки для детей в переводе Маршака

Нет комментариев. Ваш будет первым!