Урок литературного чтения в 1 классе с презентацией. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Конспект урока литературного чтения (слушания) в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» Подготовила: Макотра Ирина Владимировна, учитель начальных классов.
Методическая разработка будет полезна учителям 1 классов, работающим по УМК «Начальная школа XXI века». Данный УМК в 1 классе в начале учебного года наряду с букварем предполагает учебник литературного чтения (уроки слушания). Работа с произведениями для слушания, с иллюстрациями, материалом для чтения (слова, предложения, небольшие отрывки из прослушанных произведений), детскими книгами позволяет формировать читательские умения и обогащать читательский опыт первоклассников. Особое внимание уделяется слушанию, развитию восприятия художественного произведения и формированию универсальных читательских умений. Класс: 1. Тип урока: урок открытия нового знания. Оборудование: книга русских народных сказок с иллюстрациями, словарь пословиц и поговорок, белые листы бумаги у каждого ученика, учебная презентация, компьютер, проектор, учебник автор: Л. А. Ефросинина. Цели:
1) формировать правильное восприятие, усвоение и осмысление сказки «Кот, петух и лиса»;
2) развивать умения правильно формулировать учебную цель, моделировать, делать самостоятельные выводы;
3) вызвать у учащихся заинтересованность в решении познавательных и учебных задач;
4) развивать чувство толерантности к народам России через знакомство со сказками этих народов. Планируемые результаты: Предметные: восприятие, усвоение и осмысление сказки «Кот, Петух и Лиса», активизация учащихся и вовлечение их в процесс анализа художественного текста; формировать основы читательской самостоятельности - умение называть произведение (фамилию автора, заголовок); определять жанр и тему. Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; нравственно-этическое оценивание поступков героев, готовность оказать помощь. Метапредметные: Регулятивные УУД: формировать умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей; способствовать развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать; оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД: овладевать логическими действиями сравнения, анализа; овладевать навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению. Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли; формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности Л: формировать положительное отношение к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:
Р: нацеливать на успешную деятельность.
Здравствуйте!
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем
Садитесь! Проверьте свою готовность к уроку. У всех на парте должен лежать пенал, учебник, цветные карандаши, белые листы бумаги. У всех так? Молодцы!
А теперь сядьте ровно, спинки выпрямили, сели как настоящие ученики. Слушаем внимательно, не отвлекаемся. Начинаем наш урок.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы;
Прочитайте (слайд 1). «Речи как мёд, а дела как полынь»
К какому жанру относится это произведение? (пословица)
О чем она? Давайте уточним ее значение в словаре.
А какие еще литературные жанры вы знаете?
3. Выявление места и причины затруднения Р: формировать умение работать с моделями.
П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.
Р: умение планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Посмотрите на модель обложки произведения, которое мы сегодня прочтем. (слайд 2)
Что обозначает круг? (жанр произведения – сказка)
Почему он коричневый? (сказка о животных)
Что обозначает прямоугольник в нижней части обложки? (название)
Посмотрите внимательно, чего не хватает на этой модели? (прямоугольника вверху, который обозначает автора)
Так обозначают сказки, у которых нет одного автора, их придумал народ, какие это сказки? (народные)
Итак, давайте обобщим, какое произведение мы сегодня изучим?
Нарисуйте модель обложки произведения на чистых листочках.
А теперь посмотрите на настоящую обложку нашей книжки (слайд 3), какие герои здесь изображены? (Кот, петух и лиса).
Итак, вы догадались, что тема нашего урока: «Кот, петух и лиса – русская народная сказка». (слайд 4)
Какова цель нашего урока? (Познакомиться с этой сказкой, узнать чему учит нас эта сказка)
4. Построение проекта выхода из затруднения К: формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Р: дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Я вижу, что вы с нетерпением хотите услышать это произведение. Но сначала разберем непонятные слова, которые могут встретиться вам в тексте.
В тексте встретятся непонятные слова (слайды 5-9):
дремучие боры – густой хвойный лес;
онемел – не разговаривал;
хоромы – большой дом;
по мерочке – определённый размер;
гусляр – музыкант, народный певец, играющий на гуслях. (показ иллюстраций)
Откройте учебники на странице 71, сядьте удобно, внимательно слушайте.
(Читаю русскую народную сказку «Кот, петух и лиса» Стр. 71 – 74. )
Какое впечатление произвело на вас это произведение?
Понравилось ли вам произведение?
Что вам понравилось? (Как кот выручал из беды петушка.)
Что вам не понравилось? (Петушок не послушался и его схватила лиса.)
Физминутка
Игра – пантомима «Утка»
Пестрая утка на камне сидела,
Утка пугала в реке пескаря:
В толстую дудку утка гудела:
«Кря, кря, кря!»(дети).
Утятки мои, идите ко мне, я вас покормлю.
Дети показывают: как ходят утки, как они машут крыльями, вытягивают шею, едят.
5. Реализация построенного проекта П: формировать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
К: уметь слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Л: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.
Кто главные герои этой сказки? (Кот, петух и лиса) (показать героев)
Прочитайте, как в этой русской народной сказке называют этих животных: Кот Котонаевич, Петя-Петушок, Лисафья.
Кого в этой сказке величают по имени-отчеству? Почему? (Кота, потому что он ответственный, серьёзный, смелый.) Почему лисицу зовут Лисафья? (Она хитрая, плутоватая, обманщица.) Кто в этой сказке оказался обманутым Лисой? Какая часть его имени говорит о том, что его можно обмануть? Какой петух? (Молодой, доверчивый, наивный, неосмотрительный.)
А что происходит с детьми, когда они не слушают взрослых?
Давайте подумаем, чему нас учит эта сказка?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи К: аргументировать свою точку зрения, не создавая при этом конфликтных ситуаций.
Р: формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Я думаю, вы уже догадались, что сказки бывают не только русские народные, но и…(других народов).
С произведениями каких народов мы познакомились на прошлом уроке? (народы Севера, башкиры, татары, осетины).
Послушайте отрывок из мордовской народной сказки. (слайд 10)
Чтение мордовской народной сказки «Лиса и медведь»
Давайте сравни героев этих двух сказок. Какие герои похожи и чем?
Физминутка
Качели
Есть качели на лугу:
Вверх-вниз, вверх-вниз (Посмотреть глазами вверх, вниз)
Я качаться побегу
Вверх-вниз, вверх-вниз (Посмотреть вверх, вниз)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
А сейчас на обратной стороне своих листочков нарисуйте как вы себе представляете лисицу – героиню сказок.
8. Включение в систему знаний и повторение П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.
Перед вами иллюстрации к сказкам. Попробуйте расставить их в правильном порядке (слайд 11).
9. Рефлексия учебной деятельности Р: оценивать и осознавать качество и уровень освоения и владения теми или иными учебными действиями;
Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
К: уметь строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Сказки каких народов мы сегодня читали?
Что особенно вам понравилось сегодня на уроке? (Слайд 12)
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
Презентация на тему: Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»