Урок литературного чтения (слушания) в 1 классе с презентацией. Муса Гали "Земные краски"
Конспект урока литературного чтения (слушания) в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Стихи о родной природе. Муса Гали «Земные краски» Подготовила: учитель начальных классов Макотра Ирина Владимировна.
Методическая разработка будет полезна учителям 1 классов, работающим по УМК «Начальная школа XXI века». Данный УМК в 1 классе в первом полугодии наряду с букварем предполагает учебник литературного чтения (уроки слушания). Работа с произведениями для слушания, с иллюстрациями, материалом для чтения (слова, предложения, небольшие отрывки из прослушанных произведений), детскими книгами позволяет формировать читательские умения и обогащать читательский опыт первоклассников. Особое внимание уделяется слушанию, развитию восприятия художественного произведения и формированию универсальных читательских умений. Класс: 1 Тип урока: открытия нового знания Оборудование: мяч, компьютер, проектор, учебная презентация, белые листы бумаги у каждого ученика, изображение березы, листочки для рефлексии, учебник автор: Л. А. Ефросинина. Цель и задачи:
1) формировать умение слушать, слышать и запоминать художественное слово;
2) учить чувствовать красоту родной природы;
3) воспитывать у детей потребность в чтении книг;
4) развивать чувство толерантности к народам России. Планируемые результаты. Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Предметные: научатся определять и называть жанр, тему изучаемого произведения, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных). Метапредметные:
регулятивные УУД - планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
познавательные УУД - знакомятся с произведением: определяют тему, жанр, выделяют фамилию автора, заголовок;
коммуникативные УУД - оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ход урока
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Здравствуйте! Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч, а вы называйте качества, которыми должен обладать школьник, настоящий ученик (внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.)
А теперь сядьте ровно, спинки выпрямили, сели как настоящие ученики. Слушаем внимательно, не отвлекаемся. Начинаем наш урок.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Работа с изученными произведениями.
Игра «Вспомни, не ошибись».
Возьмите треугольник и кружок из набора для счета, я буду читать отрывки из произведений, а вы поднимите соответствующую фигуру (круг – сказка, треугольник – стихотворение).
(Дети показывают фигуры - «заместители» жанров, называют фамилию автора и заголовок произведения).
1) Слайд 2. «...Утром родился в поле родничок. Летит пчелка и говорит родничку: - Родничок, ты откуда взялся?» (Дети показывают круг, говорят: сказка о природе, автор В. Белов, сказка «Родничок».)
2) Слайд 3. «У меня есть родной
Удивительный дом:
Нет стены ни одной
В этом доме моём…» (Дети показывают треугольник, говорят: стихотворение о Родине, автор Е Серова, стихотворение «Мой дом».)
3) Слайд 4. «…Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей...
Родина! Она всего милей.» (Дети показывают треугольник, говорят: стихотворение о Родине, автор Д. Павлычко, стихотворение «Где всего прекрасней на земле?».)
3. Выявление места и причины затруднения Слайд 5. Сегодня мы познакомимся еще с одним автором и его произведением. Наша страна многонациональная, в ней живут люди разных народов. Есть такой народ «башкиры», они живут в основном в республике Башкортостан, которая входит в состав России. Одним из талантливых представителей башкирского народа является писатель и поэт Муса Гали (Галиев Габдрахман Галеевич). Он родился в 1923 году. Помимо того, что он много писал, в том числе и для детей, Мусса Гали сражался с фашистами в Великую Отечественную войну, был ранен. А после войны работал учителем в школе и продолжал писать для детей и взрослых. Вот такими замечательными людьми гордится наша страна! Слайд 6. Отгадав ребус, вы узнаете название стихотворения, которое сегодня прочитаем.
Сформулируйте тему и цель урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения Слайд 7. Откройте учебник на стр. 14 Послушайте одно из его стихотворений.
(чтение стихотворения учителем)
Удивительное стихотворение! А вам оно понравилось? Чем? Какие чувства, эмоции вас охватили при слушании? Какие картины природы вам представились? О каком времени года это стихотворение? (о лете). Как вы думаете, как оно называется? Прочитайте название стихотворения в учебнике.
Физминутка
А сейчас давайте вместе подвигаемся под красочную песенку от капитана Краба.
5. Реализация построенного проекта Слайд 8. Моделирование обложки.
Подготовьте листочки и карандаши.
Кто написал это стихотворение? (Муса Гали.) В какой части листа вы «запишете» фамилию автора? (Вверху.) Нарисуйте прямоугольник. Как называется стихотворение? («Земные краски».) В какой части листа «запишете» заголовок произведения? (Внизу.) Замените заголовок прямоугольником. Определите жанр произведения. (Это стихотворение.) Какой фигурой-«заместителем» обозначим стихотворение? (Треугольником.) В какой части листа расположите треугольник? (В центре листа.) О чём это стихотворение? (О природе.) Каким цветом обозначаются произведения о природе? (зеленым), раскрасьте треугольник. «Прочитайте» по модели фамилию автора, заголовок произведения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Молодцы! А сейчас еще раз внимательно послушайте стихотворение.
Следите за мной пальчиком по учебнику.
С кем разговаривает поэт? (С березой, сосной и цветами.) Какое из этих растений мы можем считать символом России? (Березу) Кого благодарят растения? (Художницу Землю). А почему автор называет землю художницей? (Она раскрасила все разными красками).
Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, удалось ли художнику передать то, что сказал поэт своим стихотворением?
Прочитайте предложения в нижней части страницы.
Физминутка
Пальчиковая гимнастика.
Надо пальчики размять, чтоб красиво рисовать (сжимают и разжимают кулачки).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
А сейчас переверните листок и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к стихотворению Муса Гали «Земные краски».
8. Включение в систему знаний и повторение Слайд 9. С каким произведением вы познакомились? Назовите фамилию автора. Кто помнит, представителем какого народа России является этот поэт? Так почему же Муса Гали называет природу Художницей?
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить? (С.Никулин)
9. Рефлексия учебной деятельности Слайд 10. А теперь все вместе давайте раскрасим разными красками символ нашей страны белую березку. Оцените свою работу, ответив на вопрос: «Насколько внимательным я был сегодня на уроке» и прикрепите зеленый, желтый или красный листочек.
Презентация на тему: Стихи о родной природе. Муса Гали «Земные краски»