Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Приемы формирования навыка чтения в начальной школе

Современные приёмы формирования навыка чтения у младших школьников
В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования и развития навыка чтения в начальной школе. Подчёркнута значимость смыслового чтения в системе образования младших школьников. Приведены примеры современных эффективных приёмов увеличения темпа чтения, формирования антиципации, развития оперативной памяти, улучшения периферического зрения, обучения вертикальному чтению (из опыта работы). Данный материал будет полезен учителям литературного чтения в 1-4 классах и родителям обучающихся.

Развитие навыков чтения у младших школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования включают в метапредметные результаты освоение основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения» [2]. В программе по литературному чтению УМК «Школа России» говорится об «овладении осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников…» [1].

Грамотно сформированные навыки чтения являются фундаментом всего последующего обучения ребенка, это залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения.

Навык чтения – это явление сложное, комплексное, которое включает в себя осознанность – умение понимать содержание прочитанного, правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, перестановок, замен и искажений. А также выразительность – умение интонировать знаки препинания, связанное с пониманием прочитанного и темп – определенная для каждого возраста скорость чтения.
Приведём примеры некоторых конкретных приёмов формирования навыка чтения в начальной школе.

«Буксир»
Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах. Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять. Данный приём можно рекомендовать родителям для эффективного домашнего чтения.

«Многократное чтение»
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают, до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка. Ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Конечно же, второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

«Слоговичок»
Для развития темпа чтения на этапе обучения грамоте, можно использовать похожий приём, но с чтением слогов. Каждому ученику даётся таблица слогов, дети начинают читать по команде и читают в течение 1 минуты, затем отмечают слог, на котором остановились. Упражнение повторяется ежедневно.

«Пол-арбуза»
Любой человек, увидев половину арбуза, легко представит себе, как выглядит целый арбуз. Такой же эксперимент можно провести с текстом, если при чтении прикрыть непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только половины букв [3]. Данное упражнение направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание, такая способность мозга, которая дает возможность при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

«Зрительные диктанты»
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ученик читает предложение, состоящее из 6-8 слов, дочитав до третьего-четвёртого слова, забывает первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко.

В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, на одну-две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

«Таблицы Шульте»
Для улучшения периферического зрения, а также скорочтения можно использовать таблицы Шульте. У каждого ученика на столе есть таблица, в которой в каждую клеточку вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до 25 (2-3 классы). Ребёнку нужно как можно быстрее назвать все числа по порядку, указывая их карандашом. Работу с таблицами необходимо проводить ежедневно.

«Чтение-разведка»
В целях обучения детей вертикальному чтению подходит упражнение «чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают незнакомый текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью чтения, пересказом и т.д. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

Жужжащее чтение и ежедневные пятиминутки чтения
Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Для таких тренировок лучше использовать дополнительную литературу по выбору обучающихся. В 1 классе важно, чтобы книга не была объёмной, ведь ребёнку так приятно прочитать её полностью.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков литературного чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. Все вышеперечисленные приёмы – кропотливая, но интересная работа, позволяющая надеяться, что навык чтения у обучающихся будет успешно сформирован.

Список литературы
1. Сборник рабочих программ «Школа России»: 1 – 4-е классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова и др. – М. : Просвещение, 2011. – 528 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М. : Просвещение, 2010 — 31 с.
3. Приёмы, способствующие развитию техники чтения. — Текст : электронный

Похожие записи:

Развитие навыков чтения у младших школьников. Обобщение опыта работы Тематическое планирование по английскому языку, 4 класс. УМК Биболетова Графические ассоциативные образы в словарной работе Тематическое планирование по английскому языку, 3 класс. УМК Биболетова

Похожие статьи:

Внеклассное чтение. Боги и герои Древней Греции

Внеклассное чтение в 3 классе. Русская народная сказка «Летучий корабль»

Урок внеклассного чтения, 3 класс. Бажов «Малахитовая шкатулка»

Уроки внеклассного чтение. Киплинг, 3 класс

Урок внеклассного чтения. Сказки братьев Гримм

Урок литературного чтения (слушания) в 1 классе с презентацией. Муса Гали "Земные краски" | Классный час "Капелька жизни" для младших школьников
Опубликовано: 902 дня назад (3 июня 2022)
Просмотров: 1012
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!