Рассказы, как сказки, и сказки - рассказы!
Такого, дружок, не встречал ты ни разу.
Мир дикой природы встает пред тобою,
Ведь в нем и живут этих сказок герои.
Знакомство твое удивительным будет,
Все звери умны и мудры, словно люди.
Научишься ты благородству и чести.
По жизни отлично шагать с ними вместе!
I. Рассказ учителя.
Давным-давно, больше ста лет назад, в жарком индийском городе Лахоре родился мальчик. Родители его были англичанами. С детства Редьярд Киплинг знал два языка: свой родной и язык страны, где он родился, - индийский. Но Киплинг овладел не только речью этого древнего, отважного и мудрого народа. Когда он вырос и стал писателем, дети англичан и русских, индусов и французов начали зачитываться и заслушиваться его чудесными сказками из «Книг джунглей», а взрослые - рассказами, стихами, повестями.
Редьярд Киплинг открыл для европейцев необъятную, прекрасную страну Древнего Востока, которой до него мало кто по-настоящему интересовался. Девять крупнейших университетов мира избрали Редьярда Киплинга почетным доктором различных наук. Он был всемирно известен.
II. Чтение сказки и анализ прочитанного.
- Что такое джунгли?
Джунгли - это дикий тропический лес, где звери живут стаями и стадами и откуда ночью слышны их воинственные песни и боевые кличи. Если человек днем отправляется в джунгли и берет с собой оружие, то и тогда у него неспокойно на сердце. А уж ночью к джунглям лучше совсем не подходить: в чаще тропического леса так легко заблудиться, погибнуть от жажды или укуса змеи!
- Что же произошло однажды в джунглях?
«И вот однажды в джунглях, у самого логова волчьей семьи, появился голенький смуглый ребенок, едва научившийся ходить, - мягкий, весь в ямочках, крохотный живой комочек. Такой крохотный ребенок еще ни разу не заглядывал в волчье логово ночной порой».
- Так началась чудесная жизнь человеческого детеныша в дикой чаще, где на каждом шагу его подстерегали страшные опасности.
- Что будет дальше с «приемышем из людской стаи» среди хищных зверей?
- Выживет ли он?
- Сумеет ли стать таким же гибким, осторожным и смелым, как лесные звери?
- Постигнет ли мальчик звериный язык и великий Закон джунглей?
- Как удастся ему стать для людей лесным божеством, а для своих братьев-зверей - Хозяином джунглей?
- Что означает имя Маугли? (Маугли на языке джунглей значит «Лягушонок».)
- Расскажите о своем впечатлении от сказки Р. Киплинга «Маугли».
- Кто из вас, ребята, видел мультфильм, созданный по сказке «Маугли»?
- Полностью ли произведение Р. Киплинга «Маугли» отражено в мультфильме?
- Что вам понравилось больше: чтение всего произведения или его просмотр на экране телевизора? Обоснуйте свою точку зрения.
III. Творческая работа.
Найдите в домашней библиотеке произведения Р. Киплинга, которых мы еще не читали, и постарайтесь с ними познакомиться поближе.
I. Чтение и анализ произведения.
Учитель перед чтением должен пояснить учащимся, что в рассказе говорится о маленьком, но грозном зверьке мангусте - истребителе ядовитых змей.
Сюжет рассказа динамичный, увлекательный. Учитель может взять на себя чтение самых напряженных, острых моментов действия рассказа. Например, «великое сражение» мангуста с Нагом в ванной, сцену с На- гайной и Тедди на веранде, бой с Нагайной в норе.
- Каким предстает перед нами Рикки-Тикки-Тави? (Зверек любознательный, смелый. Мангусты - верные и преданные друзья человека.)
- Расскажите, как вел себя мангуст во время завтрака. Почему, когда все было спокойно, Рикки-Тикки-Тави испускал воинственный клич?
- Объясните, для чего мангуст отправился ночью путешествовать по дому? (Он чувствовал, что кобры придут в дом, что людям грозит опасность.)
- Какой разговор услышал Рикки-Тикки-Тави за стеной дома?
- Какие чувства испытывал мангуст, когда услышал разговор кобр и увидел Нага? (Негодование, ярость, ужас.)
- Почему мангусту было очень трудно победить Нага?
- Расскажите, как шел бой Рикки-Тикки-Тави с Нагом.
- Что сказал Большой Человек, оценивая подвиг Рикки-Тикки- Тави в прошедшую ночь? Зачитайте.
II. Творческая работа.
Попробуйте нарисовать словесную картину к самому напряженному, по вашему мнению, моменту.
- Догадайтесь, почему бой в норе был трудным?
- Почему Рикки-Тикки-Тави не сразу пошел домой?
- Прочитайте, как встретили его дома.
- Как воспринял мангуст похвалу мамы мальчика?
- Имел ли Рикки-Тикки-Тави право быть довольным собой? Чем вы это подтвердите?
Беседа по прочитанному.
- Из-за какой черты характера Слоненок постоянно терпит неприятности?
- Какие вопросы задает Слоненок окружающим? Можно ли назвать эти вопросы глупыми?
- Можно ли сказать, что на эти вопросы есть ответы в самых древних сказках о животных?
- Какая еще черта характера Слоненка обнаружилась, когда он беседовал с Двуцветным Питоном, Скалистым Змеем, Крокодилом?
- Отыщите в тексте и попробуйте выразительно прочитать нравоучительные речи Двуцветного Питона, обращенные к Слоненку.
- Сумеете ли вы доказать, что новый нос Слоненка - просто клад, а не нос?
- Какие новые черты характера приобрел Слоненок вместе с новым носом?
- А вы верите в то, что хобот у слонов образовался именно таким способом?
- А верите ли вы в то, что природа одарила слонов хоботом для того, чтобы они смогли выполнять все те действия (кстати, а какие именно?), которые так быстро освоил Слоненок?
Уроки внеклассного чтения. Сказки Андерсена, 4 класс
Внеклассное чтение в 3 классе. Русская народная сказка «Летучий корабль»
Урок внеклассного чтения, 3 класс. Бажов «Малахитовая шкатулка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!