I. Беседа по содержанию сказки.
- Нравится ли вам сказка «Огниво»? Что каждому из вас особенно запомнилось?
- Какие особенности мира волшебной сказки ярко представлены в сказке «Огниво»? Перечитайте, как солдат приобрел богатство и огниво.
- В каких еще сказках герою приходится спускаться под землю? Случаен ли способ перехода в подземный мир?
- В чем особенность чудовищ, охраняющих сокровища?
- Можно ли сказать, что солдат в сказке вознаграждается за какие-то хорошие человеческие качества?
- Можно ли сказать, что принцесса полюбила солдата?
- Встречаются ли в сказке магические числа? А волшебные предметы и волшебные помощники?
- Какие подробности сказки показались вам не совсем «сказочными»? Перечитайте фразы, в которых чувствуется юмористическая интонация.
- Какие две части можно выделить в этой сказке?
II. Практическая работа.
Составьте план любой из частей и подготовьте пересказ по плану.
- Какие еще сказки Г.-Х. Андерсена вам известны?
- Какие из них вы можете назвать самыми любимыми?
I. Беседа по содержанию сказки.
- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
- Как автор описывает русалочку? О чем она мечтает?
- Что вы можете сказать об атмосфере, царящей в семье морского царя?
- Что увидела русалочка на поверхности моря?
- Какие чувства у нее возникли к принцу?
- Что же произошло дальше? Как бы вы поступили на ее месте?
- Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнью и стать человеком?
- Какой ценой русалочка добилась своей цели? Какую плату запросила ведьма?
- Расскажите, как произошла первая встреча русалочки с принцем.
- Какие чувства испытывал принц к русалочке?
- Как отреагировала русалочка на известие о женитьбе принца?
- На какую жертву пошли сестры русалочки, чтобы избавить ее от неминуемой смерти?
- Как вы думаете, почему русалочка не воспользовалась советом и помощью своих сестер?
- Как вы считаете, она правильно поступила?
- Какое волшебное превращение произошло в конце сказки?
II. Практическая работа.
Попробуйте составить словесный портрет русалочки. Учитель. Русалка - в народных поверьях и сказках существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
Народное поверье гласило: русалка могла обрести бессмертную душу благодаря верной любви человека.
- Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
III. Выставка книг Г.-Х. Андерсена (обзор).
Работа с выставкой книг Г.-Х. Андерсена может сопровождаться стихотворением:
По сказкам Андерсена мы отправляемся гулять,
Нам там немало предстоит загадок разгадать.
Смотри, они повсюду тут, куда ни бросишь взгляд,
Смеются, весело снуют и встречным говорят:
«Не каждый разгадает нас, мы очень непросты!
Но ты, дружок, покажешь класс! Их отгадаешь ты!
Лишь тот
Сумеет разгадать
Все-все загадки здесь,
Кто сказки эти прочитать
Успел и перечесть».
I. Беседа по содержанию сказки.
- Как появилась девочка у женщины?
- Почему Дюймовочку так прозвали?
- Зачитайте, как жила Дюймовочка.
- Как Дюймовочка оказалась у жабы?
- Куда жаба отнесла девочку?
- Зачем жабе понадобилась Дюймовочка?
- Зачитайте, кто помог Дюймовочке уплыть от жаб.
II. Практическая работа.
Нарисуйте словесный портрет Дюймовочки.
III. Продолжение беседы.
- Как Дюймовочка оказалась у мыши?
- Кого ждала в гости полевая мышь?
- Хотела ли Дюймовочка выходить замуж за крота?
- Кого нашла около мышиной норы Дюймовочка?
- Какие чувства Дюймовочка испытывала к ласточке?
- Что рассказала ласточка девочке?
- Почему Дюймовочка не полетела с ласточкой, а осталась жить у мыши? Как бы вы поступили на месте девочки?
- Почему Дюймовочке стало очень плохо жить у мыши?
- Что случилось, когда настал день свадьбы?
- Куда принесла ее ласточка?
- Кого увидела Дюймовочка? Зачитайте.
- Почему Дюймовочка согласилась выйти за него замуж? Счастлива ли она сейчас?
- Подумайте, можем ли мы, читатели, сказать, что Дюймовочка - девочка с большим сердцем? Докажите свой ответ.
• Это интересно знать!
Всего Андерсен написал 170 сказок.
I. Беседа по содержанию сказки.
- Кто догадался, почему Г.-Х. Андерсен назвал свою сказку «Г ад кий утенок»?
- Что советовали старые утки, когда видели, что яйцо не лопается?
- Что им отвечала молодая утка?
- Как относились к утенку во дворе?
- Как все его называли?
- Любила ли его мать? Как вы думаете, почему?
- Почему утенок решил сбежать?
- Кого встретил утенок на болоте?
- Почему дикие утки улетели?
- Кто жил в избушке, которую заметил утенок?
- Почему старушка решила оставить у себя утенка?
- Как ему жилось в этом доме? Зачитайте ответ словами из текста.
- Куда ушел утенок из этого дома?
- Кого он встретил на озере?
- Завидовал ли он их красоте?
- Как утенок оказался в доме у крестьянина?
- Полюбил ли его здесь кто-нибудь?
- Почему он не решался подплыть к лебедям?
- Как лебеди его встретили?
- Обрадовался ли утенок, когда понял, что он - прекрасный лебедь? Что он сказал?
II. Подведение итогов обсуждения.
- Хороший или плохой конец у этой сказки? Почему вы так считаете?
- Чему научила вас эта сказка?
- Что особенно вам запомнилось?
I. Беседа по содержанию сказки.
- Объясните, почему принц хотел жениться на настоящей принцессе?
- Что он для этого делал?
- Что случилось однажды вечером?
- Кто постучал в городские ворота?
- Как она выглядела? Зачитайте.
- Как королева хотела проверить: настоящая это принцесса или нет?
- О чем принцессу спросили утром?
- Что рассказала о проведенной ночи принцесса?
- Куда поместили горошину? Почему?
- Подумайте: какой представляет себе настоящую принцессу Г.-Х. Андерсен?
- Как, по-вашему, хорошо или плохо быть принцессой?
II. Словарная работа.
Проводится по ходу чтения сказки.
Кунсткамера - музей, собрание редкостей, диковинных предметов.
Тюфяк - мешок, набитый сеном, служащий матрасом.
III. Практическая работа.
Иллюстрирование сказки (эпизод выбирают учащиеся по желанию).
Дополнительный материал к уроку Немало встречается злого В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово - И легче на сердце тебе.
Учитель. Отгадайте, чей это портрет:
«Одет он чудесно: в одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице, на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета - он отливает то голубым, то зеленым, то красным.
Под мышками у него по зонтику: один с картинками, а другой совсем простой, гладкий». (Это Оле-Лукойе.)
I. Беседа по содержанию сказки.
- Для чего Оле-Лукойе нужны два зонтика?
(«Первый, с картинками, он раскрывает над послушными детьми, чтобы им снились волшебные сны, а простой - над озорниками, и им всю ночь ничего не снится».)
Этот старый мудрый гном
С детства каждому знаком.
Он неслышно входит в дом
С пестрым шелковым зонтом.
Хочешь в сказке побывать
Перед тем, как лечь в кровать?
Все загадки разгадай,
Оле в гости приглашай!
Информация для учителя.
Сказка «Оле-Лукойе» создана в 1840 году. В ее основу положено датское народное предание о фантастическом существе, усыпляющем малышей, - о старом боге снов по имени Оле-Лукойе, что означает «Оле Закрой Глазки».
II. Беседа по непосредственным впечатлениям.
- В какой день недели была рассказана сказка? Перечислите остальные дни недели. Сколько еще сказок расскажет Оле-Лукойе?
- Как зовут доброго сказочника? Прочитайте, когда и как он появляется.
- Расскажите, что делает сказочник для того, чтобы все дети крепко уснули.
- Прочитайте, как одет Оле-Лукойе.
- Расскажите, как действуют его волшебные зонтики?
- Вспомните, как зовут мальчика, которого сказочник навещает так часто.
- Подумайте, почему сказок именно семь?
- Найдите и прочитайте то место, где сказано, как волшебник украсил комнату своего любимца.
- Откуда вдруг послышались ужасные стоны?
- Прочтите, что случилось в письменном столе Яльмара.
III. Чтение по ролям.
Учитель. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям отрывка о первом сне Яльмара.
IV. Творческое задание.
Вылепить из пластилина фигурку Оле-Лукойе (по желанию учащихся).
Внеклассное чтение. Боги и герои Древней Греции
Внеклассное чтение в 3 классе. Русская народная сказка «Летучий корабль»
Урок внеклассного чтения, 3 класс. Бажов «Малахитовая шкатулка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!