Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами; ориентироваться в прочитанных произведениях; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Оборудование: карточки с заданиями и текстами для чтения по ролям, магнитная азбука.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Шорох,
Шептанье,
Шумок под окном,
Шлепанье легкое... Кто это — гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
В. Лунин
— Прочитайте сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Какой звук повторяется в стихотворении, которое вы только что прочитали? (Звук [ш].)
— Какая буква обозначает этот звук на письме?
— Дайте характеристику звука [ш]? (Согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.)
Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться читать громко, выразительно, целыми словами. А еще проверим наши знания по содержанию раздела, который мы изучаем.
IV. Работа по теме урока
— Послушайте сказку и запомните слова со звуком [р], которые встретятся в ней.
Рыжий город
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!» Вошел он и ахнул.
В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки, а над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков. По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.
Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка: «Ты почему такой грустный?»
«Меня все рыжим дразнят», — хмуро ответил мальчик.
«Какой глупенький, — засмеялась девочка. — А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?»
«Ну рыжего», — робко сказал мальчик.
«И мы — рыжего! Значит, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо!»
И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку...
— Какие слова со звуком [р] вы запомнили?
— Было ли так, что вас дразнили?
— Можно ли смеяться над другими людьми?
— Вспомните колыбельные песенки, которые пела вам мама или те, что вы читали в азбуке.
(Дети вспоминают и читают наизусть.)
— Откройте учебник на с. 50. Прочитайте песенку Аполлона Майкова, продолжите ее.
(Ученики читают, пробуют сочинить продолжение.)
Колыбельная
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось за горой;
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны все гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых, —
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!»
А. Майков
Простокваша
Простокваши дали Клаше,
Недовольна Клаша:
— Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дали вместо простокваши
Каши нашей Клаше.
— Не хочу я просто каши.
Так — без простокваши.
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А поела, встала...
Спасибо! — сказала.
Е. Благинина
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте загадки в задании 2 на с. 50, отгадайте их и подумайте, в каких загадках сравнивают предметы, а в каких дано их описание.
Я, как песчинка, мал, а землю покрываю;
Я из воды, а с неба прилетаю;
Как пух, лежу я на полях и, как алмаз, блещу
При солнечных лучах. (Снег.)
Белые хоромы, красные подковы. (Зубы и десны.)
Он, словно кусточек, каждый день роняет листочек. (Календарь.)
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
— Посоревнуйтесь с друзьями: кто больше вспомнит загадок каждого вида — загадки-сравнения, загадки-описания, загадки — описания признаков предмета.
— Отгадайте загадки.
Я — лошадь твоя и карета.
Глаза мои — два огня.
Сердце, бензином согрето,
Стучит в груди у меня.
Я жду терпеливо и молча
На улице, у ворот,
И снова мой голос волчий
Пугает в пути народ. (Автомобиль.)
Она меня впускает в дом
И выпускает вон.
В ночное время под замком
Она хранит мой сон.
Она ни в город, ни во двор
Не просится гулять,
На миг заглянет в коридор
И в комнату опять. (Дверь.)
- Какие слова в загадках помогли вам разгадать их?
(Дети называют слова, употребленные для описания предмета в переносном значении. Они прямо указывают на признаки и свойства предмета.)
- Сравните песенки разных народов, которые вы прочитали на с. 31 —34. Есть ли среди них похожие?
— Подумайте и скажите, какие песенки можно объединить в группы: «Дождик», «Солнце».
— Какая книжка английского фольклора известна во всем мире? («Рифмы Матушки Гусыни».)
- Прочитайте понравившиеся произведения из нее.
VII. Рефлексия
— Скажите, что вам сегодня удавалось легко, хорошо.
— В чем вы испытывали затруднения?
- Осталось ли что-нибудь непонятно?
VIII. Подведение итогов урока
- Чем мы занимались на уроке, чему учились?
- Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Принести на урок сказки, которые вы очень любите.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Чешские песенки для детей в переводе Маршака
Урок литературного чтения в 1 классе. Жили-были буквы
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!