Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему «Как хлеб на стол пришёл»
Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
1. Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий; о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
2. Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь. Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь.
3. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница. Наглядные пособия: колосок, жернова, итоговая лесенка; иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Дети стоят у воспитателя)
- Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Воспитатель загадывает
загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
(Хлеб)
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Беседа.
(Появляется наглядное пособие – колосок).
- Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
(На столе появляется каравай – круглый хлеб).
- Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки,
печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
- А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
3. Рассказ воспитателя «Как хлеб на стол пришёл». Знакомство с профессиями хлебороба, мельника, пекаря.
а) – В колоске живут зёрнышки.
(Показать детям зерно в тарелочке).
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.
(Показ иллюстрации. Хоровой повтор).
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают Зерно.
(Показ иллюстрации).
б) – Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везут на мельницу.
(Показ иллюстрации).
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу.
(Показ наглядного пособия).
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной. Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой).
А теперь вращаем жернова.
Чтобы сделать каравай,
(вращательным движением тереть ладонью о ладонь).
Жернова быстрей вращай!
Крепче трём зерну бока,
(поменять движения рук).
Получается мука!
(Показ муки на тарелочке).
в) – После мельника с мукой будет работать пекарь.
(Показ иллюстрации).
- Чем он занимается?
- Пекарь работает на пекарне.
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
Динамическая пауза.
- А теперь давайте поиграем.
(Дети встают в круг).
- Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали,
(дети раздувают щёки, выпускают воздух).
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох:
(глубокий вдох, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох!
(руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь
(показать руками размеры теста)
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – ох! Ох!
(руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!
Мы его слегка помяли -
(имитация взбивания теста)
И весёлкой повзбивали.
- Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись -
(вытягивают руки вперёд ладонями вверх)
Порумянься, испекись!
(грозят пальчиком).
- Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
(В руках у воспитателя круглый ржаной хлеб).
4. Беседа о бережном отношении к хлебу.
Вот ржаной каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай:
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!»-
Говорят все люди.
- Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
(Каравай ставится на стол. Достаётся пособие – лесенка).
5. Итог занятия.
- Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
(Работа с лесенкой. Дети с помощью иллюстраций называют слова: хлебороб, мельница (мельник), пекарь, ставят тарелочки с зерном, мукой, хлебобулочными изделиями на соответствующие ступеньки лесенки. Воспитатель хвалит детей).
- Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
(Баранка)
Мы сестрички – баранки,
Испеклись спозаранку,
К чаю торопились –
Вот и прикатились!
(У воспитателя на подносе баранки, она раздаёт их детям).
- Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.
До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака
Конспект НОД в средней группе "Помоги Петушку"
Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто в теремочке живет?»
Конспект занятия по конструированию в средней группе «Неваляшка»
Похожие статьи:
Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада