Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План конспект урока ИЗО «Городецкая роспись» с презентацией, 5 класс

Конспект урока ИЗО с презентацией по теме «Городецкая роспись»
Автор: Енова Наталья Викторовна, учитель ИЗО МАОУ Омутинская СОШ №2
Описание: конспект урока по изобразительному искусству будет полезен для учителей изобразительного искусства, рассчитан для детей 11 – 12 лет (5 класс). Соответствует программе курса изобразительное искусство 5 класс. Учебник под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2020.
Тема занятия: городецкая роспись.
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: создание благоприятных условия для формирования теоретических знаний о городецкой росписи и формирования практических умений выполнять основные элементы городецкой росписи.
Задачи занятия:
Обучающая: формирование теоретических знаний о возникновении городецкой росписи, о её особенностях, а также создание благоприятных условий для формирования практических умений выполнять основные элементы росписи: точки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи.
Воспитательная: продолжить развитие умений воспринимать и анализировать материал, отвечать и задавать вопросы; воображения и восприятия, а также внимания. Продолжить воспитывать культуру организации рабочего места, аккуратность, ответственность, самостоятельность, усидчивость, любовь к природе и труду человека.
Развивающая: продолжить развивать умения работать с художественными принадлежностями, воображение и творческие способности, интерес к профессии.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- готовность и способность к саморазвитию и самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные УУД:
Обще учебные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- структурирование знаний;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД:
- анализ;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- установление причинно-следственных связей;
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Средства обучения:
1. Материально-техническое оснащение: краски гуашь, кисть круглая синтетика №6, кисть белка №3, тряпочка (ватные диски), непроливайка, палитра, альбом.
2. Дидактическое оснащение: презентация: «Городецкая роспись» 8 слайдов.
3. Методическое оснащение: план-конспект.
Методы организации занятия:
- словесные - беседа, анализ текста, объяснение, рассказ.
- наглядные – демонстрация презентации «Городецкая роспись» 8 слайдов.
- практические – выполнение упражнений.
Приёмы организации занятия: диалог, устное изложение, беседа, рассказ, объяснение нового материала, демонстрация презентации.
Структура занятия:
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Сообщение темы и цели занятия (1-2 мин.)
2. Актуализация знаний и мотивация обучающихся (7-10 мин.)
3. Практическая работа (27-34 мин.)
3.1. Вводный инструктаж (1-2 мин.)
3.2. Текущий инструктаж и самостоятельная работа (24-29 мин.)
3.3. Заключительный инструктаж (2-3 мин.)
4. Подведение итогов (1-2 мин.)
ИТОГО 45 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент (1-2 мин.)
Учитель приветствует и проверяет присутствующих, проверяет наличие необходимых инструментов.
2. Сообщение темы и цели занятия (1-2 мин.)
Демонстрация слайда 1.
Учитель: сегодняшняя тема нашего занятия «Городецкая роспись». В ходе занятия мы с вами познакомимся с историей возникновения городецкой росписи, а также научимся выполнять основным элементам городецкой росписи: точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. Научившись выполнять их, вы сможете с легкостью рисовать композиции городецкой росписи.
3. Актуализация и мотивация знаний (7-10 мин.)
Учитель: на берегу Волги стоит славный и древний город, а вот как этот город называется мы с вами сейчас узнаем. Для этого нужно внимательно послушать историю его возникновения.
Демонстрация слайда 2.
Учитель: по преданию, этот город был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Город был основан как сторожевая крепость. Называли его в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли и разграбили его. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. Что это за город, кто догадался?)
Учащийся: это город Городец.
Учитель: правильно, Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой.
Демонстрация слайда 3.
Учитель: по Волге шли баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок были переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Демонстрация слайда 4.
Учитель: по берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений, такие как Курцево, Косково, Ахлебаиха славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.
Демонстрация слайда 5.
Учитель: особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.
Демонстрация слайда 6.
Учитель: давайте с вами рассмотрим, а что же рисовали городецкие мастера, на своих изделиях и какие этапы росписи проходило изделие.
Демонстрация слайда 7.
Учитель: благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. (Учитель показывает на слайде образцы цветов).
Учитель: в течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов и выработали определенные правила. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Этот этап называют «подмалевка». (Учитель показывает на слайде первый этап росписи – подмалёвок).
Учитель: следующий этап называют «теневка», как вы думаете почему это этап так называется?
Учащийся: на данном этапе используются темные цвета.
Учитель: правильно, здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. (Учитель показывает на слайде первый этап росписи – тенёвка).
Учитель: завершающий этап росписи называют «оживка», как вы думаете почему это этап так называется?
Учащийся: добавляются цвета, которые помогают цветку ожить и стать более реалистичным.
Учитель: правильно, именно после этого этапа весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой или черной краской. (Учитель показывает на слайде первый этап росписи – оживка).
4. Практическая работа (27-34 мин.)
4.1 Вводный инструктаж (1-2 минут).
Учитель: а сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Чтобы приблизиться к секретам росписи, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Учащийся: подмастерья.
Учитель: задание: выполнить основные элементы Городецкой росписи: точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи на альбом листе А4 гуашевыми или акриловыми красками кистью белка. Для этого нам понядобится: альбом, кисть белка №3, кисть синтетика №6, простой карандаш, гуашь, палитра, непроливайка.
Учитель проверяет наличие необходимых материалов и показывает пример выполнения задания «Основные элементы городецкой росписи».

Учитель: для начала разделим наш альбомный лист на 8 строчек, а лист поделим пополам (для того, чтобы наши элементы были выполнены аккуратно и хватило места для всех элементов).

Учитель сообщает критерии оценивания практического задания.
Критерии оценивания практического занятия.
Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если работа отвечает всем требованиям к выполнению задания: все основные элементы городецкой росписи выполнены аккуратно помарок на листе нет, все выполненные элементы соответствуют описанию учителя.
Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если все основные элементы городецкой росписи выполнены и соответствуют описанию учителя, допускается не выполнение 1 - 2 элементов, при этом присутствуют помарки (неаккуратно выполнено).
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в том случае, если некоторые элементы городецкой росписи не выполнены (1-2 упражнения), но остальные упражнения выполнены и соответствуют описанию учителя.
Оценка 2 (не удовлетворительно) выставляется в том случае, если основные элементы городецкой росписи не выполнены или присутствуют грубые ошибки в их выполнение (не соответствуют описанию).
4.2.Самостоятельная работа и текущий инструктаж (24-29 мин.)
Работа организуется следующим образом. Учитель говорит какое упражнение нужно выполнить, показывает принцип его выполнения, обучающие выполняют его. Учитель во время того как обучающие выполняют элемент рассказывает про него более подробно. После того как несколько обучающихся закончили выполнение, педагог подходит к каждому и проверяет наличие выполненного упражнения. Только после того как педагог проверил у всех, обучающие приступают к выполнению следующего упражнения.
Учитель: упражнения 1-3 выполняем темно зелёным цветом. Первый элемент - прямая капелька. Капелька универсальна: она может быть мелким второстепенным элементом приписки, оживки, отделки, а может быть и самостоятельным - городецкие веерные листья. Размер капельки зависит от силы нажима.

Учитель: выполнение элемента росписи – тройная прямая капелька (справа). К прямой двойной капельки справа от неё добавляем такие же два элемент, но ещё меньшего размера.

Учитель: Выполнение элемента росписи – тройная прямая капелька (слева). Элемент идентичный предыдущему, но маленькие капельки располагаются слева.

Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения 1.
Учитель: выполним упражнение 2. Выполнение элемента росписи – капелька с поворотом вправо. Выполняется, как и прямая капелька, но при нажиме на кисть, поварачиваем руку немного вправо. Из таких капелек получаются различные бордюрные орнаменты.

Учитель: выполнение элемента росписи – капелька с поворотом влево. Выполняется аналогично предыдущему, но поворот выполняется влево.

Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения 2.
Учитель: выполним упражнение 3. Выполнение элемента росписи – скобка. Напоминает элемент «капельку», но при этом в конце элемента кисточка тоже ели касается листа и проводится тоненько.

Учитель: выполнение элемента росписи – тройной скобки. К элементу листочек справа от неё добавляем такие же два элемента, но ещё меньшего размера.

Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения 3.
Учитель: упражнения 4-5 выполняем красным цветом.Выполним упражнение 4 - дуга (двух видов). Края лепестков купавок и многие другие детали росписи не обойдутся без этого элемента в росписи, любовно называемого мастерами «серпик» или «скобочка». Дуга может быть простой, крутой и пологой. Выполнение элемента росписи – дуга простая. Начинаем направлять кисточку вниз, слегка нажимая. Когда самый сильный нажим придется на крайнее нижнее положение, кисточка как бы сама захочет подняться на повороте вверх. Завершите движение волосяной, плавно отрывая кисточку от поверхности. Ещё есть такой элемент, как дуга крутая, выполняется так же, как и дуга простая, но высота дуги крутой выше.

Учитель: выполнение элемента росписи – дуга пологая. Выполняется так же, как и дуга простая, но высота дуги – пологой ниже.

Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения 4.
Учитель: Выполним упражнение 5 - спираль. Для начала поставим точку, затем от точки начинаем вести круг, таким образом закручиваем нашу дугу в круг.

Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения 5.
Учитель: выполним упражнение 6 - точка. Особенно эффектно выглядит россыпь точек, сходящихся на «нет», выполненная деревянным концом кисти. Кисти разных номеров дают точки поменьше или побольше. При выполнение данного упражнения не забывайте, что краска не должна быть густой.
Учитель: выполним упражнение точка разных размеров. Ставим точку большого размера и от неё ещё четыре точки меньшего размера.

Учитель: выполним упражнение точки в кругу. Ставим точку по середине, а вокруг неё точки маленьких размеров (получается в виде цветка).

Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения 6.
Учитель: выполним упражнение 7 - штрих. Штрих - это даже не элемент. Он создает «тень», подчеркивает какую-то деталь, является украшением ягодок, городецких букетов, серединок купавок. Прием «листок» с приемами «штрих» и «капелька» дают всевозможные варианты листьев. Выполним упражнение штрих, лёгким движением выполняем прямые линии под наклоном.

Учитель: выполним упражнение двойной штрих, выполняется идентично предыдущему элементу, но добавляется штрих под другим наклоном.

Учитель подходит к каждому обучающемуся проверяет наличие выполненного упражнения 7.
4.3. Заключительный инструктаж (2-3 мин.).
Работа организуется следующим образом: обучающиеся выкладывают выполненные упражнения на листе А4 на стол. Учитель просит обучающихся найти ошибки в своих упражнениях и выполненных упражнений других обучающихся. Обучающиеся обсуждают свои работы.
5. Подведение итогов (2-3 мин.)
Учитель: выполненные сегодня упражнения очень важны для того чтобы качественно и правильно выполнять городецкую роспись, как и любую другую роспись, для начала необходимо отрисовать основные элементы данной росписи, т.е. городецкой и тогда при выполнение растительных мотивов, зооморфных мотивов и других у вас не возникнет проблем, а когда мы перейдем к росписи готовых изделий декоративно прикладного искусства, то полученные сегодня вами навыки вам пригодятся. Если вы плохо освоили какой – либо элемент городецкой росписи, например, не получилось выполнить упражнение капелька с поворотом, то дома необходимо продолжить выполнение данного элемента, чтобы получить необходимый навык.
Учитель диктует домашнее задание:
1.Принести все необходимые художественные материалы: альбом, гуашь, кисть синтетика №6, белка №3.
Демонстрация слайда 8.
Учитель: спасибо за урок. Всем хорошего дня. До свидания.
Презентация на тему: История Городецкой росписи

Рекомендуем посмотреть:

Городецкая роспись на разделочной доске Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото Панно из цветной бумаги своими руками. Мастер-класс с фото «Городецкие узоры»

Похожие статьи:

Городецкая роспись. Мастер-класс

Участник №17 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 ноября 2020 года по 30 января 2021 года
Конспект урока ИЗО с презентацией. История городецкой росписи | Урок ИЗО в 5 классе на тему «Городецкая роспись». Конспект с презентацией
Опубликовано: 1397 дней назад (25 января 2021)
Просмотров: 7140
+7
Голосов: 7
Владимир Сергеевич # 30 января 2021 в 18:39 +1
Добрый вечер, Наталья Викторовна. С удовольствием познакомился с вашей разработкой. Все этапы практической работы прописаны подробно.Каждый элемент рассмотрен отдельно, что важно на начальном этапе изучения росписи. Презентация к уроку интересная и полезная для учащихся. Дети в ходе урока не только познакомились с историей Городецкой росписи, но и изучили основные элементы росписи. Спасибо за хорошо оформленный конспект.
Наталья Викторовна Носова # 30 января 2021 в 18:50 +2
Добрый вечер, спасибо большое!!!
Жанна # 30 января 2021 в 19:16 +1
Добрый день! Доступный конспект для учащихся 5классов. Знакомит детей с основными элементами росписи,которая известна нам с давних времён. Практическая часть урока расписана доступно и понятно для учащихся данного возраста. Желаю вам дальнейших успехов.
Наталья Викторовна Носова # 30 января 2021 в 19:23 +2
Добрый день, спасибо большое. И Вам творческих успехов.
Виктория Александровна # 30 января 2021 в 22:04 0
Добрый вечер,Наталья Викторовна.С удовольствием познакомилась с вашим конспектом занятия и просмотрела презентацию. Все доступно и понятно.Спасибо,творческих вам успехов!!!
Наталья Викторовна Носова # 30 января 2021 в 22:13 +1
Добрый вечер, спасибо!
Ольга Анатольевна Котенко # 8 февраля 2021 в 08:55 +1
Здравствуйте, Наталья Викторовна! Примите голос! ОЧень полезный и интересный материал!
Наталья Викторовна Носова # 8 февраля 2021 в 08:56 +1
Добрый день! Спасибо.
Галина Васильевна Егорова # 11 февраля 2021 в 12:44 0
Познакомилась с вашей публикацией. Очень подробно вы показали весь ход рисования. Виды элементов, основные цвета росписи. Фотографии наглядно помогают восприятию содержания. Примите голос.
Наталья Викторовна Носова # 11 февраля 2021 в 20:28 +1
Спасибо большое!!!
Оксана Анатольевна Данильченко # 15 марта 2021 в 11:21 +1
Было очень интересно. Голос!