Мастер-класс по лепки из солёного теста на тему: «Снеговик» для младших школьников
Автор: Носова Наталья Викторовна, учитель изобразительного искусства первой категории, МАОУ Омутинская СОШ №2.
Описание: мастер–класс «Снеговик» будет полезен для педагогов дополнительного образования, для учителей начальных классов, а также для учителей технологии.
Возрастная категория: данный мастер-класс подходит для детей младшего школьного возраста.
Цель: создать благоприятные условия для формирования у обучающихся практических навыков лепки из соленого теста.
Задачи:
Обучающая: создание благоприятных условий для формирования практических навыков лепки из солёного теста. Продолжить формировать практические умения работать с формой предмета, а также практических умений компоновки изображения.
Воспитательная: продолжить воспитывать культуру организации рабочего места, ответственность, самостоятельность, аккуратность; любовь к природе, а также бережное отношение к природе и труду человека.
Развивающая: продолжить развитие умений работать с художественными принадлежностями, воображения, творческих способностей, интереса к лепки, фантазии.
Материалы: белый картон формата А5 (для основы работы), кисти синтетика (плоская №8 и круглая №2), непроливайка (баночка для воды), солёное тесто, шаблон круга диаметром 5-7 см.
Ход работы
Теоретическая часть.
Учитель: ребята, что за время года у нас с вами идет?
Демонстрация фото с зимними пейзажами.
Учитель: зима — одно из четырёх времён года, самый холодный и тёмный период времени между осенью и весной. Однако зимой есть много развлечений, чем можно заняться зимой на улице?
Дети: кататься на лыжах, коньках, санях.
Учитель: верно, ребята, а еще зимой выпадают атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собою кристаллики льда, которые также покрывают землю, что это за осадки такие?
Дети: снег!
Демонстрация фото со снегом.
Учитель: конечно это снег, а что можно делать со снегом?
Дети: из снега можно слепить снеговиков!
Демонстрация фото со снеговиками.
Учитель: а вы знаете, что 18 января отмечают Всемирный День снеговика!
Ответы учащихся.
Учитель: скажите ребята, а всегда ли можно слепить снеговика из снега?
Дети: нет, только когда он липкий.
Учитель: для лепки снежных шаров подходит снег влажный и липкий, какой бывает при температуре от 1 до +1 градуса. К сожалению, сегодня погода холодная и снег совсем не липкий, но в честь праздника все же хочется слепить и порадовать снеговика.
Демонстрация работы.
Учитель: чем же мы заменим наш снег?
Дети: соленым тестом!
Учитель: молодцы, приступаем к работе!
Практическая часть.
1 этап. Создание основы для будущей работы.
1.
Учитель: разделим большой кусочек соленого теста на две части, таким образом, чтобы один кусочек был примерно в два раза больше чем второй. Кусочек. Что побольше отложим в сторону, а из второго скатаем «колобка».
2. Возьмите пожалуйста шаблон основы для нашей работы – круг, который у каждого лежит на парте. Разместите "колобка" в центре круга, а теперь пальчиками разделаем нашего колобка и превратим его в круглую «лепешку».
3. Смочив пальчик в воде сгладим края нашей основы.
4. Получим круг с хорошо проглаженными краями!
5. Где же наш снеговик оказался, что будет рядом с ним мы с вами узнаем отгадав загадку:
Темной ночью много лет
Всем она дарует свет.
(луна)
Дети: луна!
Учитель: конечно, это луна. Луна – естественный спутник планеты Земля, который находится от нас на расстоянии 384 млн. километров. Это единственное космическое тело, помимо Земли, куда ступила нога человека. Ровно полвека назад человек впервые ступил на поверхность Луны. А теперь ребята давайте сделаем и для нашего снеговика луну, которая будет освещать ему дорогу. Для этого скатаем жгутик, у которого кончики будут тоньше чем сам жгутик.
6. Слева на нашем кружочке будет находится луна, поэтому с помощью кисточки смочим место крепления луны и прикладываем туда жгутик.
7. Чтобы хорошо закрепить луну на работе, необходимо примазать ее с помощью пальчиков, таким образом, чтобы они были единым целым с основой.
8. После чего хорошо смажем внутренние края основы кисточкой!
9. Не забываем и про край внешний нашей работы! С наружной стороны выполним тоже действие, тем самым укрепим нашу работу.
2 этап. Лепим снеговика.
1.
Учитель: ребята скажите пожалуйста сколько надо скатать шаров, чтобы слепить снеговика?
Дети: два.
Дети: три.
Учитель: ребята на самом деле снеговик может быть слеплен как из двух шаров, так и из двух. Наш снеговик будет состоять из двух шаров. Первый большой, а второй поменьше.
2.Находим место для нашего снеговика и смачиваем его водой, наш шар превращается в круг и становится уже не объемным, а каким?
Дети: плоским!
Учитель: верно, ребята круг у нас с вами плоская геометрическая фигура. Но в нашей работе круг имеет толщину. Обратной стороной кисточки прикрепим наш круг к основанию.
3. После чего кисточкой смажем основу снеговика по кругу.
4. Далее смазываем место для второго круга и прикрепляем второй круг.
5. Обратной стороной кисточки прикрепим наш круг к основанию. После чего кисточкой смажем основу снеговика по кругу.
6. Чтобы наш снеговик не замерз ему нужен особый предмет, что же это за предмет?
Ой, кусается мороз!
Варежкой закрою нос!
Чтобы голову закрыть,
Надо всем её носить…
(шапка)
Дети: шапка!
Учитель: верно это шапка. Шапку необходимо носить всем, когда температура воздуха становится холодной, чтобы не простыть и не замерзнуть. Сделаем и мы для нашего снеговика шапку. Для этого скатаем жгутик.
7. Место, где будет находится шапка снеговика с помощью кисти смочим водой. «Надеваем» шапку снеговику и все хорошо смазываем кисточкой.
8. Скатаем еще один жгутик, чтобы шапка стала еще теплее.
9. Место, где будет находится вторая часть шапки снеговика с помощью кисти смочим водой. «Надеваем» вторую часть шапки снеговику и все хорошо смазываем кисточкой.
10. На верх нашей шапки сделаем помпон – это маленький шар. Место, где будет находится помпон с помощью кисти смочим водой и прикрепим его. Не забывайте еще раз кистью сгладить все края!
11.
Учитель: теперь сделаем руки нашему снеговику. Ребята скажите пожалуйста из какого подручного материала можно сделать руки снеговику?
Дети: веток дерева!
Учитель: верно. Ребята, только не забывайте, что мы можем взять только те ветки, которые уже отломлены от дерева. Ни в коем случаи мы не ломаем ветки от дерева! Ну а нашему снеговику для этого скатаем два тоненьких жгутика, потому что веточки у нас тоже тоненькие!
12. Находим место для рук-веточек снеговика, с помощью кисти смачиваем место крепления и прикладываем жгутики.
13.
Учитель:
Чтобы пальчики согреть,
Нужно их скорей одеть,
Для четырех есть общий дом,
А пятый — в домике другом.
(варежки)
Дети: варежки!
Учитель: верно, варежки нужны и нашему снеговику, чтобы его ручки были в тепле! Для этого слепим из теста два маааленьких шарика.
14. Верху нашей веточки смочим с помощью кисти место для варежек и прикладываем шарики на место!
15. Но что-то с ними не так. Ребята чего не хватает нашим варежкам?!
Дети: нужно отделить большой пальчик от остальных.
Учитель: конечно, берем стек и надавливаем на место, где должен отделиться пальчик. После чего все хорошо смажем водичкой для этого используем тонкую кисть.
16. Теперь сделаем ножки нашему снеговику, для этого скатаем два шарика.
17. Находим место, где должны быть ноги снеговика, смазываем кистью данное место и прикрепляем ноги уже известным нам способом (обратной стороной кисти укрепляем, а кистью сглаживаем неровности).
18.
Учитель: ребята нашему снеговику еще не хватает одного предмета, что же это такое?
Бабушка его связала.
Для тепла надела мама.
Он укутал рот и нос,
Что же это – вот вопрос!
(шарф)
Дети: шарф!
Учитель: верно, скатаем жгутик – основу для шарфа.
19. С помощью кисти смочим место крепления шарфа и прикрепим шарф уже известным способом (обратной стороной кисти укрепляем, а кистью сглаживаем неровности).
20.
Учитель: посмотрите внимательно все ли слепили для нашего снеговика или чего-то не хватает?
Дети: пуговки!
Если дети затрудняются ответить, то учитель задает наводящие вопросы.
Учитель: давайте слепим последний элемент – три маленьких пуговки, если у кого-то мало место можно оставить две или даже одну пуговку. Прикрепим пуговки уже известным способом (обратной стороной кисти укрепляем, а кистью сглаживаем неровности).
3 этап. Декорирование элементов снеговика.
1.
Учитель: ребята, а из чего же сделан наш зимний комплект: варежки, шапка и шарф!
Дети: комплект связан из ниток.
Учитель: верно и мы с вами должны показать, что он действительно связан. Для этого возьмем стек и острым кончиком сделаем углубления!
2.Также мы можем сделать рельеф-узор и на нашей луне. После выполнения всех декоративных элементов еще раз хорошо смажем кисточкой!
Учитель: после того как снеговик высохнет его можно раскрасить. Для росписи можно использовать гуашь, но после высыхания гуаши обязательно покрыть лаком или можно использовать акриловые краски, которые после высыхания можно не покрывать лаком.
Творческие работы детей второго класса, занимающихся на кружке «Лепка».
Учитель: желаю всем творческих успехов!
Рекомендуем посмотреть:
Снеговик из солёного теста своими руками. Пошаговая инструкция с фото для детей
Магнит из соленого теста своими руками «Снеговик». Мастер-класс с пошаговыми фото
Снеговик из соленого теста своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Новогоднее панно из солёного теста своими руками. Пошаговая инструкция с фото