Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект "Центр раннего развития детей от 0 до 3 лет"

Педагогический проект "Центр раннего развития ребенка (от 0 до 3 лет) «Наша радость»"
Актуальность
В настоящее время в России развиваются новые дополнительные организационные формы дошкольного образования, такие, как группы кратковременного пребывания, лекотеки, службы ранней помощи и др. Одной из таких форм является Центр раннего развития ребёнка «Наша радость».

Центры раннего развития детей приходят на помощь современным мамам в воспитании ребенка. Их основное преимущество в том, что, во-первых, поход туда – уже само по себе событие. Ребенку будет полезно сменить обстановку, поиграть в новые игрушки, окунуться в атмосферу творчества в компании других детей. Кроме того, общение со сверстниками послужит хорошей адаптацией к детскому саду, научив ребенка взаимодействовать с такими же малышами. Конечно, если малыш общителен, то попрактиковаться можно и в песочнице. Однако некоторым детям необходим стимул – совместный хоровод или коллективные игры, чтобы побороть природную робость.

Во-вторых, детский центр развития – это еще и порция вдохновения для мамы, которой порой может не хватать знаний или профессионального совета в вопросах воспитания. В этом случае детский центр поможет восполнить пробел, продемонстрировав родителям возможности популярных методик.

И в-третьих, – это отличный повод для мам, истосковавшихся по общению, вырваться, наконец, из четырех стен и завести новых знакомых.

Целью нашего Центра является комплексная психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста от 0 до 3 лет, направленная на развитие коммуникативных функций речи, адаптации ребёнка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, а также консультирование родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
- создание условий для своевременного выявления детей раннего возраста с задержкой речевого развития и оказание необходимой комплексной психолого-педагогической помощи;
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- взаимодействие со специалистами для обеспечения полноценного развития ребенка.
- оказание комплексной коррекционно-развивающей и консультационно-просветительской работы с родителями детей.

Целевая группа: дети раннего возраста от 0 до 3 лет, не посещающие образовательные организации и их родители (законные представители).

В проведении комплексных занятий задействовано 6 специалистов:
1. Педагог
2. Учитель-логопед
3. Педагог-психолог
4. Инструктор физической культуры
5. Воспитатель изобразительной деятельности
6. Музыкальный руководитель
Программа включает 8 занятий в месяц.
Режим занятий - 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия – 1 академический час.
Оптимальная наполняемость группы составляет 5 пар «родитель-ребенок».

В стенах Центра ведется активная работа по оказанию комплексной психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Опыт работы показывает, что необходимо создание особых условий для детей раннего возраста с учетом того, что занятия в Центре дети посещают совместно с родителями. Поэтому перед специалистами стоит задача организации продуманной, отвечающей современным требованиям предметно-развивающей среды. Развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Пространство Центра предлагается выстраивать из 3-х модулей:
1. модуль игровых занятий;
2. модуль методической поддержки;
3. бытовой модуль.

1. Модуль игровых занятий включает в себя:
1.1. Центр развивающих игр.
Пространство разделено на несколько игровых полей:
• Центр для групповых занятий на ковре;
• Центр для формирования предметной и процессуальной игры сенсорного развития;
• Центр предметной деятельности по инициативе ребёнка.

В игровом центре по инициативе ребёнка размещаются: сборно-разборные игровые модули, типа: «Кухня», «Парикмахерская», «Больница» и т.д. Они мобильны, легко убираются, их можно менять, убирая один, выставляя другой в зависимости от задач педагогической работы, особенностей и интересов ребёнка; набор мягких модулей-трансформеров, которые можно использовать как для игровых построек, так и для проведения подвижных игр; шкаф с открытыми доступными для детей секциями, на которых педагог выставляет игрушки для свободной деятельности детей с учётом решения определённых задач, индивидуальных интересов ребёнка; ящики с напольным конструктором.

1.2. Центр художественного развития включает пространство для групповых игровых ситуаций, для индивидуального творчества, игровой уголок, выставку творческих работ.

В зоне для групповых занятий большое значение имеет организация пространства. Оно организовано таким образом, чтобы каждый малыш был в зоне тактильной досягаемости педагога, в этом нам помогают столы в форме подковы, регулируемые по высоте ножки столов и стульев, здесь же находится 6 световых столов для рисования песком, специальный песок.

1.3. Центр двигательной активности включает игровое пространство для высокой подвижности и зону для формирования основных движений. Ко второй относятся шведская стенка, дуги для лазания, модуль-трансформер для развития двигательных навыков, мячи, фитболы. Для релаксации и парных упражнений с мамой используются удобные маты.

1.4. Центр музыкального развития содержит пространство для музыкально ритмических занятий, для слушания музыки, театрально-игровую зону. На удобной стойке располагаются атрибуты. Центр музыкального развития оборудован синтезатором, музыкальным центром, фонотекой для детей раннего возраста.

1.5. Центр психолого-педагогической поддержки, включает в себя элементы сенсорной комнаты: «водная колонна», кресло «мягкая среда», которые удобно используются для проведения релаксации, артикуляционного и ручного массажа. Кабинет оборудован дидактическим столиком для формирования предметных действий: имеет доски с отверстиями для втулок, прокатывания и бросания шариков, нанизывания колечек; дифференциации предметов по цвету, величине, форме. С помощью дидактического столика мы организуем игру малышей «рядом». Центр оборудован «уголком ряжения»: сундучок с различными атрибутами костюмов (шапочки, маски, шляпки, галстуки, бусы и т.д.) и зеркалом в полный рост ребёнка. Этот уголок используется в работе по социализации ребёнка, формировании положительного взаимодействия с близким взрослым и сверстниками.

2. Модуль методической поддержки включает методический кабинет, приёмную, типографию. Типография оборудована всем необходимым: многофункциональным устройством, ламинатором, брошюровальной машиной, линией для складывания буклетов, что позволяет педагогам выпускать свою печатную продукцию: сборники игр для специалистов и родителей, буклеты с информацией о направлениях работы центра и др. В приёмной родители могут получить информацию о работе Центра. Также, в холле имеется удобная стенд-стена с магнитами, где мы организуем выставки детского творчества, информируем родителей о наших достижениях (помещены дипломы, награды), представлена подборка методической литературы для родителей и литературы для чтения детям раннего возраста.

3. Бытовой модуль включает приёмную. Учитывая, что Центр посещают не только дети, но и родители, имеются ящички для вещей. Они имеют отделения для вещей ребёнка и для взрослого. Помещение оборудовано детским туалетом, находится гигиеническая комната с маленькими раковинами. Здесь дети, подражая друг другу, учатся навыкам самообслуживания, привыкая к опрятности и личной гигиене.
Принципы комплексной психолого-педагогической работы:
– Принцип комплексности, заключающийся в психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов и родителей;
– Принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в формировании психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной функциональных систем;
– Принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;
– Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;
– Принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;
– Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;
– Принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;
– Принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д.
Основные направления работы Центра:
- Работа с родителями.
- Развитие речи.
- Развитие психических функций.
- Формирование моторной сферы.
- Сенсорное развитие.
- Физическое развитие.
- Музыкальное развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
Коррекционно-развивающие методики для работы с детьми раннего возраста
Первые годы жизни ребенка рассматриваются большинством специалистов как сензитивный период развития двигательной, познавательной и речевой деятельности. Возникающие в этот период различные нарушения в развитии, проявляющиеся даже в минимальной степени, в дальнейшем могут привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой сфер в дошкольном возрасте.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Чем раньше начать работу с малышом по формированию определенных навыков, тем легче ему будет адаптироваться к окружающему миру, получить необходимые для полноценной жизни знания и способности. Именно на этом принципе и основаны коррекционно-развивающие методики раннего развития детей. Коррекционно-развивающие методики являются эффективными средствами коррекции и способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении трудностей развития детей раннего возраста.

Ряд представленных коррекционно – развивающих методик специалисты могут рекомендовать и родителям детей для работы в домашних условиях. Техники настолько просты и доступны, что с ними очень легко разобраться и применять самостоятельно.
1. Развивающая программа «Растем вместе»


Данная программа предназначена для работы с семьями детей раннего возраста.

Программа имеет две ступени. Первая ступень — программа «Дитятко», направленная на работу с семьями детей от 1 года 2 месяцев до двух лет. Вторая ступень программы — «Счастливый малыш» — направлена на работу с семьями детей от двух до трех лет. Каждая ступень может проводиться самостоятельно и во взаимосвязи друг с другом. Программа рассчитана на специалистов — педагогов, психологов, логопедов, то есть всех тех, кто работает с семьями детей раннего возраста. В то же время материалы программы могут быть полезны и интересны родителям малышей.

Программа «Растем вместе» рассчитана на два года по восемь-девять месяцев работы группы.
Первая ступень — программа «Дитятко» — длится с сентября по май.
Вторая ступень программа — «Счастливый малыш» — с октября по май.

Программа «Растем вместе» разработана с учетом основных задач развития ребенка раннего возраста. Полноценное гармоничное развитие ребенка возможно только при наличии позитивных эмоциональных отношений. Именно в сотрудничестве с взрослым и сверстником ребенок способен двигаться по пути развития.

Программа содержит интересные традиционные и авторские игры, направленные на различные сферы развития ребенка (коммуникативную, двигательную, интеллектуальную, эмоциональную). Игровой дидактический материал можно использовать с учетом индивидуального темпа развития каждого ребенка. В этом возрасте у ребенка появляется желание присоединиться к группе сверстников и принять участие в совместном, пока еще кратковременном, игровом действии во время свободной игры.

Цели программы:
- Развитие эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком раннего возраста.
- Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.
Задачи:
- Психолого-педагогическое просвещение матерей (отцов) по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
- Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и взрослыми).
- Развитие познавательной активности детей раннего возраста.
- Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).
- Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т. д.), развитие эмпатии.
2. Семейная Мягкая Школа



В настоящее время скорость и темп жизни постоянно растёт, в эпоху кризиса родители вынуждены больше зарабатывать и, соответственно, тратить больше времени на работу. Всё чаще общение с детьми происходит «на бегу», в семье отсутствуют доверительные отношения. Что касается формирования основ здорового образа жизни у детей, родители часто забывают, что лучший способ для этого - личный пример. Совместные занятия физическими упражнениями укрепляют не только здоровье всей семьи, но и способствуют сплочению и единению. Задача детского сада организовать подобную деятельность и привлечь семью к совместным занятиям спортом.

Семейная Мягкая Школа - это методика общего развития в виде системы игр для семей с детьми любого возраста (от 0,6 мес или 2,5 лет) и разных особенностей психического здоровья (агрессивность, неконтактность, разработанная на основе мягких искусств древних воинов и рассчитанная на раскрытие в человеке врождённой способности быть гибким, смелым, чутким и уметь адекватно выходить из любой сложной ситуации.

Особенность методики заключается в особых физических, телесных упражнениях и играх, где ребенок не только развивает физические навыки, становясь более крепким,но и личностные качества: самостоятельность, психологическую гибкость, конструктивное взаимодействие с другими. Родители, постоянно посещающие занятия "Семейной мягкой школы", отмечают, что улучшили взаимосвязь с ребенком, стали глубже понимать его потребности, а ребенок стал более социально- адаптированным.

Суть школы- три «Т»:
Т- тисканья (взаимодействия= тактильный контакт, сначала полюбить и дать нежность)
Т- творчество (ситуативный подход= интуиция)
Т- трудности (=провокационные ситуации)

Основные принципы системы «Семейная мягкая школа»
14 основных принципов:
1. Позитивное мышление
Стараемся мыслить позитивно: верить в себя, думать о хорошем, исключать из разговора «не» и пугающие нас и нашего ребёнка формулировки. Например: вместо «Ты не так делаешь, Вечно мы из-за тебя опаздываем, Снова ты раскидал игрушки» говорим: «Умница! Теперь предлагаю тебе попробовать еще раз по-другому, нам надо поспешить, собери игрушки, как и я собираю свои вещи»
2. Настрой на каждого, с учётом особенностей развития и возраста.
3. Работа в семье
Реальные жизненные ситуации взаимоотношений «ребенок-родитель», «человек-человек» и шанс разрешить возникающие в них задачи.
4. Игра - уникальное средство общения, воспитания, обучения
5. Ситуативный подход
Ведущие школы обладают высокой чуткостью к психофизическому состоянию каждого ребенка или взрослого и создают уникальную ситуацию- сложную, но посильную. Учимся находить выход из тяжелых ситуаций, обнаруживаем, что наши возможности гораздо шире, чем нам казалось.
6. Сами создаём для себя искусственные трудности, идём к сложному.
В случае избегания сложностей, сами они не решатся. Преодоление трудностей необходимо для раскрепощения и развития. В наших играх мы возвращаемся в сложную для нас или ребёнка ситуацию до тех пор, пока она не станет лёгкой и приятной (этот принцип работает в комплекте с принципами позитива и постепенности).
7. Правильно - значит удобно
Основной критерий выполнения упражнения в пассивной роли- комфорт. На занятиях мы учимся динамическому расслаблению- умению двигаться эффективно, задействуя тот минимум мышц, работа которого необходима в данный момент. Найди удобное положение, наиболее простой выход.
8. Постепенность
Все игровые ситуации усложняются без форсирования событий. Тщательно "проживаетс"я каждый шажок развития ребёнка и взрослого- только так можно достичь стабильного и значимого результата. Часто родители столь увлекаются результатом, что перестают видеть чувствовать себя и малыша, наслаждаться процессом.
9. Партнерство и диалог во всех играх: учимся и слушать и говорить.
10. Целостность
Тело и психика едины, развитие одного ведет к развитию другого. Каждое стрессовое состояние записывается в сознании и в теле. С возрастом зажимы и блоки накапливаются, образуется так называемый «мышечный панцирь». Работая с зажимами, мы снимаем страхи и комплексы, и наоборот: переживая положительные эмоции, расслабляемся телесно. Чем раньше начать, тем тоньше «панцирь» и больше возможностей для освобождения.
11. Интеграция
Это процесс объединения частей в целое. На занятиях мы практикуем несколько видов интеграции: каждого члена семьи в свою семью, всей семьи в коллектив, родителей- в мир игры и детства, детей с особенным развитием- в социум, новые двигательные и психологические навыки, способности к сотрудничеству, взаимопомощи, эмпатии - в жизнь и практику общения.
12. Учи только тому, что умеешь
13. Заканчиваем на успехе
14. Сначала полюби, потом учи.
3. Песочная анимация


Чем же так полезны занятия рисования песком?
Во-первых, у ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие,
как правило, окружено тайной. Это почти, как проведение научного эксперимента или волшебный ритуал. Для рисования выставляется специальный стол с подсветкой. И в руки дают вовсе не краски, а песок, который сыпется и сначала совершенно не поддается «приручению». А еще
песок может быть не обычный, а подкрашенный.

Во-вторых, ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается.

В-третьих, ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку. Малыш может просеять
песок, собрать в кучку, разровнять, поковырять пальчиком, изобразить примитивные палочки, «каляки-маляки» или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени.

В-четвёртых, рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что действия с песком больше напрягают и мозг, и мышцы.
4. Музыкальная терапия


Музыкотерапия включает:
• прослушивание музыкальных произведений;
• пение песен;
• ритмические движения под музыку;
• сочетание музыки и рисования, артикуляционной, пальчиковой гимнастики.

В работе с детьми дошкольного возраста музыкотерапия заключается в музыкальном оформлении игр, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма. Музыку следует использовать во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение (кроме чтения под музыку – для заикающихся детей).

Необходимо учитывать следующие рекомендации:
• Использовать для прослушивания нужно те произведения, которые нравятся и знакомы ребенку. Они не должны привлекать их внимания своей новизной.
• Продолжительность прослушивания – не более 10 минут в течение всего занятия.
• Громкость звучания – обязательно умеренная.
• Все занятия объединяет единый лексический и тематический материал, который соответствует этапам логопедической работы.
В логопедии музыкотерапия применяется для развития у детей:
• слухового внимания;
• чувства темпа, ритма и времени;
• мыслительных способностей и фантазии;
• коммуникативных навыков;
• тренировки общей и артикуляционной моторики.

Вы увидите, что малыш танцует, двигается в такт музыки, притопывает, прихлопывает с удовольствием. Составьте ему компанию: кружитесь, пойте, радуйтесь вместе с ним, хвалите своего маленького артиста.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в группе раннего возраста. Быть здоровыми хотим! Опыт взаимодействия педагога и родителей в решении задач образования. Группа раннего возраста Проект "Мои любимые игрушки" в группе раннего возраста (2-3 года) Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Подвижные игры для детей раннего возраста в детском саду

Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада

Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок

Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик

Опубликовано: 1017 дней назад (14 июля 2021)
Просмотров: 6296
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!