Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие читательского интереса у младших школьников

Развитие читательского интереса у детей начальной школы через технологию развития критического мышления
Автор: Перепечина Ольга Игоревна, студент 4 курса, специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Учебное заведение: «Нижнетагильский педагогический колледж №1»

Аннотация
Чтение, как процесс, лежит в основе изучения любого предмета. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают этот процесс познания нового. Проблема снижения интереса к чтению среди учащихся младшего школьного возраста настолько важна, что о ней говорится на государственном уровне. Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления – от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Цель будет такова: обосновать возможности использования приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Читательский интерес, литературное чтение, технология развития критического мышления, чтение.
Интерес к книге развивается уже в дошкольном возрасте. Это желание рассматривать иллюстрации книги, листать её. А вот «читательский интерес» – это следующая ступень читательской зрелости, которая предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам. Это обязательно интересы избирательные, направленные на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг, испытывает в них личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта. Интерес – это сила, которая влечет читателя к чтению. Это основное составляющая часть, за которое можно вытянуть всю цепь решения проблем, которая называется кризисом чтения. Будет интерес, будет и чтение. Не будет интереса – не будет и чтения.

Возраст 7-9 лет считается периодом читательского роста и развития, изменения от слушателей, наблюдателей к читателю, в это время идет развитие эмоциональной среды, которую можно назвать чувственным интеллектом. На такой основе положительных эмоциональных состояний появляются и делаются устойчивее надобности и интересы человека. В подтверждение можно сказать, что в данном возрасте маленькими шагами протекает накопление и сохранение чувств и волнений. Для детей данного возраста надо искать такие произведения, которые учат их удивляться, восхищаться. Еще одна особенность читателей младшего школьного возраста – торжественно признать художественный правдивый мир. Не зря данный период в развитии ребенка характерен возрастом наивного неопытного реализма. Это отмечается в отношении к действующему лицу, как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его воспроизведению.

Согласно исследованиям, дети младшего школьного возраста и младшие подростки на досуге все-таки читают. В целом репертуар чтения детей довольно разнообразен. На первом месте – обязательная школьная классика, сказки – у младших, фэнтези – у более старших, с интересом читаются приключения и «ужастики», детективы, книги о животных и природе [9, с.45]. На круг чтения детей влияет и современная визуальная культура. Огромную роль в жизни детей и подростков играет телевидение. Кинофильмы, сериалы, рекламные ролики, различные шоу влияют на сознание и подсознание. Под влиянием теле- и видеопросмотров усиливается интерес к определенным жанрам и в чтении – детективам, триллерам, боевикам, фэнтези, «ужасам». Таким образом, именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний.

Формирование читательских интересов проходит под влиянием как внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение. Немаловажную роль в развитии интереса к чтению играет семья. По мнению психологов, привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором.

Огромная роль в формировании навыка правильного, вдумчивого чтения принадлежит школьному учителю. Перед учителями начальных классов стоит важнейшая цель – формирование читательской компетентности младших школьников. Формирование интереса к чтению зависит от отобранного материала, от средств, с помощью которых педагог ведет ребенка в многообразие книг. И. И. Тихомирова высказывает мысль, что для развития интереса к чтению нужны такие методы, как: рисунок по следам прочитанных произведений (рисунок дает возможность выразить то, что ребенок представлял в момент чтения); литературные игры; театрализация [7, с.44]. Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой - то результат.

Технология РКМЧП известна в России уже 10 лет. Можно назвать РКМЧП новым подходом в преподавании литературы, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Согласно данной технологии, чтение и письмо — это и инструменты, и продукты нашего мышления.

Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы, принимать независимые продуманные решения. Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни. Базовая модель «вызов — осмысление содержания — рефлексия» отражает три стадии единого процесса движения учителя и его учеников от поставленных целей к результатам обучения по освоению новой темы, тематического блока или даже всего школьного курса. Стадии вызова, осмысления содержания и рефлексии базовой модели образуют технологический цикл. Интересам школьников, поскольку для неё характерно не определение последовательности действий при движении от заданной цели к результату, а обеспечение условий для формулирования самими учениками разнообразных целей обучения и достижения результатов, и даже корректировка первоначальных целей и постановка новых.

В основе работы с информацией лежат следующие приемы технологии РКМЧП:
Кластер — понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма — представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым.

«Корзина идей» — это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Прием «Толстые и тонкие вопросы». Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Как видно, приемов ТРКМЧП очень много, и применять их можно на уроках разных типов и на любом этапе учебного занятия. Это помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение. Все это и способствует формированию читательского интереса младших школьников.

Интерес обладает важнейшей ролью в мотивации учения, в снижении учебной перегрузки, повышении качества знаний; развивается интерес в процессе изучения конкретных предметов; интерес социально обусловлен, его можно стимулировать и формировать. Чтобы интерес к чтению развивался, необходимо формировать и развивать у детей умения, связанные с навыком работы с книгой. Одной из эффективных современных образовательных технологий, которые необходимо включать в уроки литературного чтения, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001, № 4, С. 36-40.
2. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе /Н. Г. Морозова. – Москва: Просвещение, 2009. – 74 с.

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Урок математики в 4 классе Школьная олимпиада по математике 4 класс Самоуправление в начальной школе

Похожие статьи:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Опубликовано: 1259 дней назад (12 ноября 2020)
Просмотров: 953
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!