Мастер – класс «Технология смыслового чтения»
1. Ориентировочно – мотивационный этап.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Благодарю вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда, не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной.
- Я попрошу выйти тех у кого на спинке стула наклеены красные кружочки, зеленые и синие.
- Я вас поздравляю, вы будете моими помощниками, т.е. фокус группами мастер – класса.
- И первое задание, нужно выбрать из предложенных пословиц одну, которая актуальна для вашей группы и будет служить девизом.
Труд всё побеждает.
Всякое дело концом хорошо.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Больше дела, меньше слов.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Терпенье и труд всё перетрут.
В труде рождаются герои.
Всякое уменье трудом даётся.
Любовь к труду - у людей на виду.
- Почитайте, что вы выбрали.
2. Актуализация субъектного опыта участников
- Итак, начнём мастер – класс.
Прочитайте стихотворение.
Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала – не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.
- Почему Алёнушке был нужен не этот ключ?
- Что вы можете сказать про слово «ключ»?
- Что зависит от значения слова?
- От значения слова зависит смысл прочитанного. Значит, как надо читать текст?
- Кто может сказать тему мастер – класса?
Вывод:
Тема мастер – класса «Технология смыслового чтения».
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
- Учёные установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.
- Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приёмов смыслового чтения на своих уроках.
3. Целеполагание.
- Цель мастер – класса?
- Целью мастер-класса является: трансляция опыта использования приёмов смыслового чтения.
4. Информационно – деятельностный этап
- Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
• в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
• в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
• в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
• в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
• выделение главного в тексте;
• составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
• умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
• грамотно пересказать прочитанный текст.
• умение составить план прочитанного;
• воспроизводить текст по предложенному плану;
• умение пользоваться образцами решения задач;
• запоминание определений, формул, теорем.
• работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
• использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
• подтверждение научных фактов;
• конспектирование новой темы.
Н.Н. Сметанникова выделяет три этапа смыслового чтения: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Приемы предтекстовой деятельности:
Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задания «Прочитать текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.
Предтекстовые ориентировочные приемы нацелены на постановку чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.
Наиболее распространенные приёмы:
1. «Мозговой штурм»
2. «Глоссарий»
3. «Ориентиры предвосхищения»
4. «Предваряющие вопросы»
5. «Рассечения вопросов».
«Мозговой штурм»
Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
Алгоритм реализации приема:
1. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
2. Ассоциации записываются на доске.
3. Педагог может добавить различную информацию.
4. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.
«Глоссарий»
Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Алгоритм реализации приема:
1. Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
2. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Ориентиры предвосхищения»
Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
Алгоритм реализации приема:
1. Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
2. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)
«Рассечения вопроса»
Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
Алгоритм реализации приема:
Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
«Предваряющие вопросы»
Цель – актуализация имеющихся знаний по теме текста.
Подробный алгоритм реализации приема:
1. Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)
2. Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
К приемам текстовой деятельности относятся:
1. «Чтение вслух»
2. «Чтение про себя с вопросами»
3. «Чтение с остановками»
4. «Чтение про себя с пометкой»
«Чтение вслух»
Цель - проверка понимания читаемого вслух текста.
Алгоритм реализации приема:
1. Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
Алгоритм реализации приема:
1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками»
Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Алгоритм реализации приема:
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Приемы послетекстовой деятельности.
1. «Отношения между вопросом и ответом»
2. «Тайм-аут»
3. «Проверочный лист»
4. «Вопросы после текста»
«Отношения между вопросом и ответом»
Цель - обучение пониманию текста.
Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
«Тайм-аут»
Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
Алгоритм реализации приема:
1. Чтение первой части текста. Работа в парах.
2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
«Проверочный лист»
Данная стратегия достаточно гибкая. В нее заложены условия качественного выполнения любого задания. «Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии.
Алгоритм реализации приема:
Проверочный лист «Краткий пересказ»
1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)
2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)
3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)
4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)
5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)
«Вопросы после текста»
Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:
- фактической информации текста, изложенной вербально;
- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.
К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.
Практическая часть
Мы помни, что одна из главных задач педагога – заинтересовать детей. Поэтому главный этап смыслового чтения – предтекстовый.
Я вам покажу фрагмент урока химии в 9 классе «Амфотерные оксиды и гидроксиды».
Предтекстовая работа.
- Прочитайте слово «Амфотерные».
- Определите лексическое значение этого слова.
(Работа со словарем)
- Как вы думаете, что может быть «амфотерным»?
- Прочитайте текст параграфа ««Амфотерные оксиды и гидроксиды».
- Предположите, о чем будет этот текст?
Стратегия «Ориентиры предвосхищения».
- Прочитайте некоторые суждения на листочках и напротив каждого поставьте «+» - согласен, «?» - не уверен, что так.
1. Амфотерные оксиды проявляют свойства и основных, и кислотных. От основных отличаются только тем, что могут взаимодействовать с растворами и расплавами щелочей и с расплавами основных оксидов, которым соответствуют щелочи.
2. Амфотерные оксиды взаимодействуют с кислотами и кислотными оксидами.
При этом амфотерные оксиды взаимодействуют, как правило, с сильными и средними кислотами и их оксидами.
3. Амфотерные оксиды не взаимодействуют с водой.
Оксиды взаимодействуют с водой, только когда им соответствуют растворимые гидроксиды, а все амфотерные гидроксиды — нерастворимые.
4. Амфотерные оксиды взаимодействуют с щелочами.
При этом механизм реакции и продукты различаются в зависимости от условий проведения процесса — в растворе или расплаве.
В растворе образуются комплексные соли, в расплаве — обычные соли.
5. Амфотерные оксиды взаимодействуют с основными оксидами.
При этом взаимодействие возможно только с основными оксидами, которым соответствуют щелочи и только в расплаве. В растворе основные оксиды взаимодействуют с водой с образованием щелочей.
6. Окислительные и восстановительные свойства.
Амфотерные оксиды способны выступать и как окислители, и как восстановители и подчиняются тем же закономерностям, что и основные оксиды. Окислительно-восстановительные свойства амфотерных оксидов подробно рассмотрены в статье про основные оксиды.
7. Амфотерные оксиды взаимодействуют с солями летучих кислот.
При этом действует правило: в расплаве менее летучие кислоты и их оксиды вытесняют более летучие кислоты и их оксиды из их солей.
А сейчас, я вам предлагаю составить фрагмент урока, используя предложенные вам приёмы, на этапе работы с текстом до чтения, предтекстовый этап, на уроках: окружающий мир, математика и русский язык.
Помните: одна из главных целей педагога – заинтересовать детей.
1 группа: Русский язык 1 класс «Безударная гласная»
2 группа: ИЗО 3 класс «Праздник в городе»
3 группа: Математика 3 класс (1ч) стр. 76 № 1.
5. Рефлексия.
«АНКЕТА-ГАЗЕТА»
На листе бумаги я предлагаю выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.
Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Похожие записи:
Конспект урока по технологии (ФГОС) - 5 класс. Швейная машина
Конспект урока по технологии (ФГОС) - 5 класс
Из опыта работы учителя английского языка. Работа с научным текстом
Конспект урока чтения в 7 классе коррекционной школы 8 вида