Личностно-ориентированный подход в обучении химии и биологии
Содержание
Введение
1. Понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической литературе
2. Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно-ориентированном обучении
3. Использование технологий личностно-ориентированного обучения химии и биологии в школе
Заключение
Введение
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит её находить»
А. Дистервег
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались, скажем,10 лет назад. У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Такой ребёнок часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного, ему не уразуметь кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову. Перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений психологической науки в образовательный процесс.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.
Поиски новых подходов к обучению химии и биологии, попытка применить новые методы и технологии, которые способствовали бы развитию логического мышления школьников, их представлений, воображения, речи; способствовали бы употреблению добытых знаний в практическую жизнь, начались ещё в конце 20-го века, в годы масштабного реформирования школьного образования, которое продолжается по сегодняшний день.
Данной проблемой занимались многие педагоги, методисты и психологи. Среди них И.С. Якиманская, посвятившая много работ по данной теме и внедрению подхода на практике, Ольга Турянская, которая занималась мотивацией, выбором с точки зрения личностного подхода, Елена Николаевна Пехота, занимавшаяся образовательными технологиями, Гоцкало Н., посвятивший труды творческому подходу в педагогике. Психологической базой послужили труды Зимней И.С.
Очевидно, что сегодня использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату. Выход из сложившейся ситуации, лежит на пути осуществления личностно-ориентированного обучения. «Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса».
В
личностно-ориентированном обучении синтезируется множество теорий развития личности. Как известно, личностно-ориентированный подход стал возможен благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности: в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Цель учения заключается не в изменении некоторого материального предмета, а в изменении и развитии самого человека, усваивающего знания. В учебной деятельности школьник решает как познавательные задачи (учебно - познавательная деятельность), так и задачи тренировочного характера, смысл которых состоит в том, чтобы формировать у учащихся умения и навыки. Главная задача учителя - поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки. Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.
В современном учебно-воспитательном процессе очень важны субъект-субъектные, партнерские отношения, взаимодействие учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания.
Технология личностно - ориентированного обучения на уроках химии - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.
Выпускник школы должен обладать нужными знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели при обучении каждому учебному предмету, содержание обучения, методы и приёмы/технологии обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.
Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления школы. Затрагивающей, по сути, все аспекты её функционирования.
1. Понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической литературе
Понятие «личностно-ориентированное обучение», вошедшее в 90-е годы в педагогический арсенал без своей четкой дефиниции может быть определено при рассмотрении таких категорий, как: индивид, индивидуальность (индивидуальный подход), личность. При этом в конкретных исторических условиях педагогика и психология эти понятия использовали с различным значением, часто смешивая и употребляя как синонимы. Однако в связи с тем, что обучение является сущностно-человеческим видом деятельности и практика всегда богаче теории, понятие «индивидуальный подход» вошло в педагогику значительно раньше сущностного трактования таких понятий, как «индивидуальность» и «личность». Так, например, уже в педагогической системе великого чешского педагога Я. А. Коменского явно обозначены положения о том, что процесс обучения и воспитания необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, используя при этом систему педагогических наблюдений.
С исторической точки зрения развитие данной проблематики в отечественной педагогике можно отсчитывать уже со времен деятельности классика русской педагогики К. Д. Ушинского, который разработал обширную методику педагогических приемов индивидуального подхода к детям, основу профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В своем труде «Человек как предмет воспитания» он писал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Здесь явно идет речь об учёте индивидуальных склонностей и предпочтений в процессе воспитания и обучения.
У истоков учета личностных сторон в обучении также стоял выдающийся русский психолог и педагог П.Ф. Каптерев, который в конце ХIХ и начале ХХ веков разрабатывал вопросы формирования детского мировоззрения, содержание и методы обучения, развитие ума, характера и воли. Он попытался психологизировать процесс обучения и воспитания, по сути один из первых основал отечественную педагогическую психологию.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого обучения внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли усилия для становления в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
- гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам.
В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика -- основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.
Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает:
• признание ученика основным субъектом процесса обучения;
• определение цели проектирования -- развитие индивидуальных способностей ученика;
• определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).
Необходимы также особые процедуры отслеживался характера и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим).
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?
Необходимо:
во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей.
В-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
Личностно-ориентированное обучение - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира. Личностно-ориентированное обучение особенно важно в начальное школе, когда складываются предпосылки дальнейшей учебной деятельности школьников.
2. Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно-ориентированном обучении
Построение технологий обучения, адекватных его личностной направленности, требует, прежде всего, изменения способов деятельности общения, характера взаимодействия между его субъектами, в процессе которых происходит самоутверждение личности, обретение личностного смысла данной деятельности, возникает потребность в саморазвитии. По мнению В.В. Серикова, основным критерием отнесения технологии к личностно-ориентированным является её способность создавать «личностно утверждающую ситуацию», а она может возникать и в процессе достижения учениками когнитивных целей.
Сравним логику и структуру деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно-ориентированном обучении.
Традиционное обучение:
1. Ученик не является субъектом деятельности, разрушена её целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними воздействиями.
2. Учитель выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ управления - авторитарный, основанный на принуждении и стимулировании деятельности ученика с помощью оценки и отметки.
3. Основная задача обучения - усвоение и воспроизведение учащимися переданной им информации, способов деятельности.
Личностно-ориентированное обучение:
1. Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им.
2. Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников, в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.
3. Основная задача обучения - обеспечения самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития.
Безусловно, всё это не сводится к данной характеристике сущность личностно-ориентированных технологий обучения, но она позволяет определить то основное, что обеспечивает субъективную позицию ученика.
Когда ребенка оценивают по конкретному результату его действий (школьной отметке, экзамену и т.д.), он находится в постоянном стрессовом состоянии. Ребенок испытывает страх - "а вдруг не смогу?". Важно понять, что дети не делятся на "хороших" и "плохих". Все дети хорошие, лишь учатся они по-разному. В работе с детьми, а особенно с неуверенными в себе, с заниженной самооценкой, тревожными и мнительными, учитель должен стремиться к созданию для каждого ученика "ситуации успеха", благодаря которой ребенок сможет поверить в свои силы, способности, потенциальные возможности. К сожалению, в работе с детьми многие педагоги не всегда учитывают их возрастные особенности, что также сказывается на эффективности педагогического труда и темпах развития личности ребёнка. Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Решить эту проблему позволяет технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО), обеспечивающая всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаёт необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Личностно - ориентированные технологии имеют следующие особенности:
- продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников;
- предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы;
- организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
- стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;
- стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого;
- побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
- продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
Личностно-ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня:
- содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель;
- обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
- осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин;
- достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода;
- активно используется положительная стимуляция учения.
На личностно - ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
3. Использование технологий личностно-ориентированного обучения химии в школе
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
3.1. Урок в личностно-ориентированном обучении
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которыми и пользуются ученики, работая с учебным материалом.
Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь поставленной цели:
1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе;
3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
4) использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
5) оценка деятельности ученика не только по конечному результату( « правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;
6) поощрение стремление ученика находить свой способ работы ( решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
7) создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно- ориентированного уроков по химии.
Цели традиционного урока
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.
5. Планирует и направляет детскую деятельность.
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.
7. Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.
Цели личностно-ориентированного урока
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.
4. Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком.
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
7. Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
Критерии эффективности урока в системе ЛОО:
1) использование проблемных заданий;
2) применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
3) создание положительного эмоционального настроя на работу всех химиков в ходе урока;
4) обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали (овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
5) стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
6) оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал;
7) отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.
8) При задании на дом называются не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Каждый учитель, должен разрабатывать уроки, подходя с творческой стороны обеспечивая ученикам наглядность в уроке не опираясь лишь на те пособия, которые ему рекомендованы Министерством Образования. Кроме того, учитель должен обеспечивать контакт с учениками стимулируя мотивацию учащихся.
При планировании урока необходимо учитывать:
- индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику);
- индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны вычленить только главную мысль);
- индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. выполняют необходимые расчеты и т. п.).
Необходимо выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо от его успеваемости) по следующим параметрам:
- выявление содержания его субъектного опыта, включенного в образовательный процесс;
- предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по собственной инициативе) способов учебной работы с программным материалом, подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуальной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развернутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.);
- оценка не только результата, но главным образом процесса его достижения.
Готовясь к урокам по химии, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся ( как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
На личностно - ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу. Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
Занятия с учащимися имеют различные формы и виды. Это могут быть уроки, консультации, зачеты, семинары и конференции, учебные экскурсии. В практике обучения химии проводят уроки, сходные по каким-либо признакам. Выбирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока также зависит от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.
Многообразие форм проведения урока - одно из условий развития у учащихся интереса к химии как предмету, повышения качества обучения.
Форма урока - понятие, отражающее основной способ подачи материала, метод. Из традиционных форм учебных занятий особой популярностью пользуются лабораторные работы и практикумы. К нетрадиционным урокам относятся игровые, дискуссионные, оценочные уроки.
Для примера хочу представить разработку урока химии в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических соединений», в котором отображены технологии личностно-ориентированного обучения в химии.
Заключение
Можно сделать вывод, что личностно – ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Я считаю, что: современное образование должно быть направлено на развитие личности ребёнка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации и личностно – ориентированное обучение способствует этому.
Развитие обучающегося как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Учение как субъектная деятельность обучающегося, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.
Основным результатом обучения должно быть – формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать обучающемуся возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Актуальность личностно – ориентированного обучения существует, так как оно помогает:
- развивать индивидуальные способности учащихся,
- формировать саморазвивающуюся личность.
Осознание целесообразности использования личностно – ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания учащихся побудило меня использовать такой подход в своей педагогической деятельности в течение четырёх лет.
С этой темой я выступала на школьном методобъединении учителей естественно- математического цикла в октябре 2012 г., на педсовете в январе 2014г., на городском методобъединении учителей биологии в марте 2015 года.
Литература и интернет-ресурсы:
1. Н.П. Капустин. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: «Академия», 2001. – 216с.
2. И.С. Якиманская. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.:Сентябрь, 1996. – 96с.
3. Е.Н. Степанова. Личностно-ориентированный поход в педагогической деятельности. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
4. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91с.
Рекомендуем посмотреть:
Использование мониторинга природной среды в системе экологического воспитания школьников
Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на сравнение
Дистанционное образование в курсе химии средней школы
Возможности интерактивного оборудования программного обеспечения «Aktiv Inspir»
Похожие статьи:
Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии