Из опыта работы учителя английского языка. Работа с научным текстом
Смысловое чтение при работе с научным текстом
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания, текста.
Эффективность чтения можно оценить по тому, способны ли школьники усваивать информацию из текста. Другая важная составляющая – обдумывание прочитанного. Кроме акцента на понимании и запоминании различных частей текста, нужно учитывать умение школьников давать прочитанному свою оценку.
Можно сказать, что большинство наших школьников не умеют выражать своё мнение о прочитанном.
Из сказанного выше следует, что именно навык смысловой переработки текстовой информации в наше время информационного «взрыва» во многом обеспечивает успешную социализацию человека. Это обусловило включение в Целевой раздел Примерной образовательной программы основного общего образования ФГОС междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Чтобы решить проблему полного понимания текста, необходимо выявить затруднения, возникающие при поиске информации и понимании прочитанного учениками:
1. Непонимание лексического значения слова.
2. Ограниченность читательского кругозора.
3. Непонимание текста как структурного целого, определяющего смысл деталей.
В результате сложившейся ситуации возникла необходимость разработки технологии, в основе которой лежали бы способы формирования адекватного читательского восприятия, а также организация некоторых форм взаимодействия читателя-ученика с учебно-научным текстом.
Целью смыслового чтения при работе с научным текстом является обеспечение полного и точного понимания содержания, усвоение представленной в тексте информации. При этом должны быть решены следующие задачи: выяснить, что именно и как сказано в тексте, с какой целью автор избрал для воплощения своего замысла те или иные языковые средства. Основная причина непонимания смысла прочитанного научного текста кроется в недостаточности всего арсенала действий, задаваемых традиционными методиками: пересказ, изложение, близкое к тексту, ответы на вопросы и т.п. Всё это направлено на формирование репродуктивных форм чтения, в рамках которых не создаётся условий для смыслопонимания. Отсюда и неумение читать научную литературу, падение интереса к чтению. Если разделить процесс работы с научной статьёй учебника на несколько этапов, то, последовательно реализуя каждый из них, можно добиться успеха в понимании школьниками смысла прочитанного. Данные этапы могут быть представлены в следующей таблице: Этапы работы с научным текстом (учебной статьёй, параграфом учебника)
Название
этапа Научный текст
(например, учебная статья или параграф учебника)
Предтекстовый
этап
Определение цели автора научного текста;
анализ названия и определение предмета речи;
определение необходимого объёма уже известной теоретической информации для адекватного восприятия новой;
осмысление заглавия и выдвижение гипотезы о ещё не прочитанном тексте.
Текстовый этап
(чтение текста) Медленное чтение научного текста с выделением ключевых слов, терминов, определений,
уточнение предмета речи;
выделение известных и новых понятий;
анализ определения понятий;
выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации;
«чтение» схем, таблиц, графиков, условных обозначений;
«определение» существенной и несущественной информации;
приведение собственного примера, объясняющего сущность явления.
Послетекстовый
этап
Представление текста в иной форме (план, схема, таблица, алгоритм)
построение развёрнутого монологического ответа на поставленные вопросы;
самостоятельная постановка вопросов к тексту;
рефлексия собственной деятельности.
С целью облегчения работы уже в 6 классе можно совместно с учениками составить памятку «Как работать с текстом учебника», которая может иметь следующее содержание: 1. До чтения текста
- прочитайте заглавие, выделите в нём знакомые и новые термины;
- поставьте вопросы к заглавию и определите, какой теоретический материал необходимо повторить;
- попробуйте предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте вопросы от заглавия;
- попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы. 2. Во время чтения текста
- находите неясные слова и определяйте их значения по словарю;
- ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста, пробуйте ответить на эти вопросы;
- отделяйте теоретическую информацию от иллюстративной;
- выделяйте новые термины и определения;
- выясните, как новые термины связаны с известными;
- прокомментируйте приведённые примеры;
- подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким образом, для этого определите микротему каждого абзаца;
- уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста. 3. После чтения текста
- поставьте вопросы к тексту и ответьте на них;
- приведите свои примеры и прокомментируйте их;
- представьте текст в другой форме: в виде таблицы, схемы, алгоритма;
- составьте план текста и перескажите его по плану.
Необходимо добавить, что данная памятка полезна не только во время самостоятельной работы с учебно-научным текстом на уроке, но и для самообразования ученика, ведь ученик таким образом учится «переносить» полученные сведения в новую ситуацию. Данная памятка пригодится на всех уроках школьной программы, где требуется умение осознанно читать учебные тексты.
В результате системного взаимодействия с текстом происходят положительные изменения в восприятии учащимися смысла прочитанного текста.
Критерии эффективности деятельности педагога – это степень достижения запланированных результатов. На основании осмысления этих результатов была разработаны критерии для оценки степени сформированности навыков смыслового чтения, которая, на мой взгляд, соответствует требованиям ФГОС и позволяет отследить степень достижения результатов.
Критерии оценивания степени сформированности навыков смыслового чтения
Критерии Показатели Баллы
1. Умение находить нужную для понимания смысла информацию 1. Ученик самостоятельно и в полном объёме находит нужную для понимания смысла текста информацию.
2. Ученик находит нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя.
3. Ученик находит нужную информацию только с помощью учителя. 3
0
3. Умение преобразовать текст 1. Ученик умеет самостоятельно преобразовать текстовую информацию.
2. В процессе преобразования текстовой информации ученик действует по алгоритму или образцу.
3. Ученик не умеет самостоятельно преобразовать информацию. 2
10
Таким образом, использование данной методики работы с научным текстом позволяет овладеть стратегией смыслового чтения, поэтапно планируя последовательность действий педагога и учеников.
Скачать Смысловое чтение при работе с научным текстом
Здравствуйте, Наталья Леонидовна! Работа с текстом является важным навыком при работе на уроках. Этот урок может быть английского языка или любой другой. Получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, работая с текстом, важно его понимание. Памятка, которую вы предложили способствует системному подходу в обучении. Она поможет лучше понять содержание текста и его смысл. Подход верный и результат будет положительный. Голос!
Здравствуйте, Наталья Леонидовна!Спасибо за представленный материал! При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку, особенно важен навык чтения. Чем раньше сформирован данный навык,тем потом проще выпускнику справится с экзаменом.