Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературы

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить
В.А. Сухомлинский
Читается трояким образом: первое – читать и не понимать,
второе – читать и понимать, третье – читать
и понимать даже то, что не написано
Я. Б. Княжнин

Чтение - один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
В современном обществе идет процесс падения уровня читательской культуры, поэтому перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать». Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Задачи федерального государственного образовательного стандарта позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Важно научить ребёнка читать осмысленно. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а в дальнейшем и письменная.

Таким образом, у школьников формируются способности не просто пересказывать текст, но и выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Школьники, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, авторизованный текст. С этой целью обучающимся предлагается участие в дискуссии, в составлении характеристики героев, аннотации любимой книги.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.

Все стратегии смыслового чтения подразделяются на три группы: стратегии предтекстовой деятельности, стратегии текстовой деятельности, послетекстовые стратегии.

Предтекстовая работа нацелена на постановку задач чтения, на выбор чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста, понятий и словаря текста, на создание мотивации к чтению.
Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы», «Иллюстрации содержания» и др. Они хорошо представлены в пособии для учителя Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения» и статье «Описание стратегий смыслового чтения».

Стратегии текстовой деятельности – «Чтение в кружок» или «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками» (методика работы со слабочитающими), «Чтение про себя с пометками». Понятно, что на уроке литературы даже в пятом классе невозможно прочитать всё произведение на уроке («Кладовая солнца», «Снежная королева» и другие большие произведения), но поработать с эпизодами можно.

К послетекстовые стратегиям относятся такие стратегии как: «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист». Их цель заключается в обучении пониманию текста.

В своей работе на уроках русского языка и литературы я использую такие стратегии как:
1. Глоссарий. Цель её заключается в актуализации и повторении словаря, связанного с темой текста. Это предтекстовая стратегия. Заключается она в том, что предварительно перед чтением текста предлагается список слов, среди которых учащимся необходимо выбрать именно те, которые, по их мнению, могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста учащиеся возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и выясняют значение и употребление тех слов, которые использованы в тексте.

2. Ориентиры предвосхищения. Это предтекстовая стратегия, Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Перед прочтением текста учащимся предлагается прочитать суждения и отметить те, с которыми они согласны (V). В табличке к тексту дети знакомятся с суждениями и отмечают те, с которыми согласны. Затем учащимся необходимо отметить их ещё раз после прочтения текста. Если ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

3. Чтение вслух (попеременное чтение). Тип стратегии: Текстовая
Цели стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.
Текст читается по очереди по абзацам. Задача читающего — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Есть только одна копия текста, которая передаётся следующему чтецу. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Первым всегда читает преподаватель, затем он передаёт текст первому слушателю, затем второму и т.д. Таким образом, все читают попеременно.

4. Соревнуемся с писателем. Тип стратегии: работа с объёмными текстами. Цели стратегии: мотивировать человека на прочтение книги.
Учитель, молча перелистывает страницы книги, демон¬стрируя всем иллюстрации. Затем учащийся предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют. Преподаватель может комментировать ответы учащихся, указывая на несоответствия, нелогичные выводы и направляя обсуждение. Ни в коем случае нельзя подталкивать к знакомству с содержанием книги! Домашнее задание— прочитать книгу и оценить, на-сколько наш вариант соответствует авторскому тексту.

5. Ромашка Блума. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Классификация вопросов Б. Блума:
• Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя?
• Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
• Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
• Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы… Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
• Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
• Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?
Использование различных стратегий смыслового чтения позволило повысить интерес учащихся как к предмету в целом, так и к работе с текстом. Постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

Итак, постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете позволяет научить ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами. Считаю, что данный опыт формирования навыков смыслового чтения, как основы интеллектуальных умений, может быть применим и при работе по различным УМК на любом предмете.

Литература
1. Граник Г.Г. Русский язык. 6, 7, 8, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская; под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2012.
2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
4. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.
5. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [ Электронный ресурс]

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Опубликовано: 1750 дней назад (6 февраля 2020)
Просмотров: 2443
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!