Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Формирование читательской компетенции с помощью приёма построения схемы "Фишбоун"
Работа предназначена для учителей литературы, преподавателей русской и зарубежной литературы.
Цель: научить школьников определять проблематику произведения, авторскую позицию с помощью приёма составления схемы «фишбоун».
Задачи:
1. формировать навык постановки проблемного вопроса в литературном произведении,
2. учить нахождению причин и фактов, относящихся к заявленной проблеме,
3. формировать умение делать вывод по указанной проблематике.
* * *
I. Существует достаточно много методов и приёмов анализа литературного произведения. Все они имеют свои плюсы и минусы. Один из приёмов анализа, который я часто использую в своей педагогической деятельности, - составление схемы фишбоун (кость рыбы).
II. Сначала схема кажется сложной. Необходимо немного разобраться, и вы уже совсем скоро составите свой первый фишбоун.
Фишбоун – приём, который поднимает сразу целый ряд проблем. В голове рыбы вы пишете проблемный вопрос. Левые косточки – причины, которые привели к создавшейся ситуации (общее). Правые косточки – факты (частный случай, конкретное проявление). В хвосте рыбы пишем вывод. Желательно, чтобы он был коротким, ёмким. Вы можете использовать в качестве вывода пословицу.
III. На практике я убедилась, что фишбоун представляет собой хороший шаблон для написания сочинения по литературному произведению. Конечно, в идеале я против однообразия и шаблонов, но что делать, когда дети совсем не понимают, как писать сочинение? У фишбоун, также как и у сочинения, трёхчастная структура: введение, основная часть, заключение/вывод). Каждый «этаж» косточек – новый абзац, который ученик должен дополнить удачно подобранной цитатой. Логика от общего к частному. Фишбоун удобно использовать, если необходимо показать учащимся структуру сочинения, то есть что в нём должно быть.
В 6 классе в учебнике литературы УМК Меркина Г. С. представлен рассказ И. С. Тургенева "Бирюк".
Анализируя рассказ с детьми, выходим на проблемный вопрос: почему Бирюк отпускает вора? Определяем причины и факты, делаем вывод. По данному фишбоун дети легко могут написать сочинение (учащиеся могут использовать его полностью или частично).
IV. Если подойти к фишбоун творчески, можно создать достаточно интересные варианты. Например, в схеме вы можете описать черты индивидуального авторского стиля писателя. Где взять материал для такой схемы? Во вступительной статье учебника. Данный фишбоун составлен по материалам статьи учебника по литературе 6 класса УМК Курдюмовой Т. Ф.
Во вступительной статье часто указаны черты авторского стиля писателя. Для того чтобы такая схема стала полной, необходимо найти конкретные примеры фактов проявления авторского стиля в тексте (кратко описываете сами или приводите цитату).
Дети с радостью принимают фишбоун. Им нравится рисовать рыбку, находить ключевые слова. Попробуйте создать свой фишбоун.
Ведь с положительного настроя начинается включение детей в увлекательный аналитический процесс!
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для написания сочинения-рассуждения
Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса
Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса
Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе