Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование читательской компетенции с помощью приёма построения схемы "Фишбоун"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Формирование читательской компетенции с помощью приёма построения схемы "Фишбоун"

Работа предназначена для учителей литературы, преподавателей русской и зарубежной литературы.
Цель: научить школьников определять проблематику произведения, авторскую позицию с помощью приёма составления схемы «фишбоун».
Задачи:
1. формировать навык постановки проблемного вопроса в литературном произведении,
2. учить нахождению причин и фактов, относящихся к заявленной проблеме,
3. формировать умение делать вывод по указанной проблематике.
* * *
I. Существует достаточно много методов и приёмов анализа литературного произведения. Все они имеют свои плюсы и минусы. Один из приёмов анализа, который я часто использую в своей педагогической деятельности, - составление схемы фишбоун (кость рыбы).

II. Сначала схема кажется сложной. Необходимо немного разобраться, и вы уже совсем скоро составите свой первый фишбоун.


Фишбоун – приём, который поднимает сразу целый ряд проблем. В голове рыбы вы пишете проблемный вопрос. Левые косточки – причины, которые привели к создавшейся ситуации (общее). Правые косточки – факты (частный случай, конкретное проявление). В хвосте рыбы пишем вывод. Желательно, чтобы он был коротким, ёмким. Вы можете использовать в качестве вывода пословицу.
III. На практике я убедилась, что фишбоун представляет собой хороший шаблон для написания сочинения по литературному произведению. Конечно, в идеале я против однообразия и шаблонов, но что делать, когда дети совсем не понимают, как писать сочинение? У фишбоун, также как и у сочинения, трёхчастная структура: введение, основная часть, заключение/вывод). Каждый «этаж» косточек – новый абзац, который ученик должен дополнить удачно подобранной цитатой. Логика от общего к частному. Фишбоун удобно использовать, если необходимо показать учащимся структуру сочинения, то есть что в нём должно быть.
В 6 классе в учебнике литературы УМК Меркина Г. С. представлен рассказ И. С. Тургенева "Бирюк".


Анализируя рассказ с детьми, выходим на проблемный вопрос: почему Бирюк отпускает вора? Определяем причины и факты, делаем вывод. По данному фишбоун дети легко могут написать сочинение (учащиеся могут использовать его полностью или частично).
IV. Если подойти к фишбоун творчески, можно создать достаточно интересные варианты. Например, в схеме вы можете описать черты индивидуального авторского стиля писателя. Где взять материал для такой схемы? Во вступительной статье учебника. Данный фишбоун составлен по материалам статьи учебника по литературе 6 класса УМК Курдюмовой Т. Ф.


Во вступительной статье часто указаны черты авторского стиля писателя. Для того чтобы такая схема стала полной, необходимо найти конкретные примеры фактов проявления авторского стиля в тексте (кратко описываете сами или приводите цитату).
Дети с радостью принимают фишбоун. Им нравится рисовать рыбку, находить ключевые слова. Попробуйте создать свой фишбоун.

Ведь с положительного настроя начинается включение детей в увлекательный аналитический процесс!

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе

Участник №26 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2019 года
Из опыта работы учителя литературы. Структурно-логическая схема по биографии автора
Опубликовано: 1718 дней назад (11 августа 2019)
Просмотров: 5482
+3
Голосов: 3
Елена Васильевна Бычкова # 11 августа 2019 в 12:47 0
Уважаемая Юлия Валерьевна, с удовольствием ГОЛОСую за отличный материал, представляющий практическое применение построения схемы ФИШБОУН. Ваша методическая разработка полезна для молодых учителей, но будет актуальна и для преподавателей со стажем работы! Успехов Вам во всём! v
Юлия Валерьевна Цыбусова # 11 августа 2019 в 14:02 0
Елена Васильевна, большое спасибо за поддержку!
Ирина Викторовна Трубинова # 11 августа 2019 в 14:57 0
Юлия Валерьевна, спасибо вам за интересный материал и за интересную схему в виде рыбы. Будет полезно в прочтении произведений по литературе. отдаю голос.
Юлия Валерьевна Цыбусова # 12 августа 2019 в 06:30 0
Ирина Викторовна, спасибо за комментарий.
Ирина Алексеевна Шевляк # 11 августа 2019 в 18:29 0
Впервые услышала о подобном приеме построения схем. Данный вид деятельности, как мне кажется, очень поможет при анализе любого литературного произведения. Дети научатся ставить проблемный вопрос, логически мыслить, делать выводы. Обязательно использую этот материал в своей практике, как в старших, так и в младших классах. Спасибо большое.
Юлия Валерьевна Цыбусова # 12 августа 2019 в 06:35 0
Ирина Алексеевна, благодарю за комментарий. Фишбоун может быть совсем простым. Это зависит от головного вопроса. Как сформулируете, так и будет.
Ольга Васильевна Яковлева # 5 сентября 2019 в 21:50 +1
Юлия Валерьевна, здравствуйте! С интересным методом Вы нас познакомили. Материал пригодится многим. Большое спасибо! Творческих успехов! голос