Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы учителя литературы. Структурно-логическая схема по биографии автора

Структурно-логическая схема по биографии автора как способ применения стратегий смыслового чтения

Цель: познакомить учащихся с биографией автора, применяя различные формы работы со структурно-логической схемой.
Задачи:
1. формировать умение находить в тексте биографии автора ключевые слова;
2. обучать принципам построения структурно-логической схемы по тексту биографии автора;
3. обучать различным способам работы с составленной структурно-логической схемой.
Изучение нового произведения по литературе начинается с биографии автора.
Как проходит это знакомство?
• Учащиеся могут подготовить реферат и представить его классу. К сожалению, на практике большинство учащихся зачитывает свой реферат из 10 страниц «засыпающим» одноклассникам.
• Детям даётся задание: составить конспект по тексту биографии. Но далеко не все дети знают, что такое конспект. Ученик сдаёт тетрадь с аккуратно переписанным слово в слово текстом и получает «5», ведь он же старался!
• Учащиеся читают текст биографии в классе, и считается, что они, собственно, в процессе чтения и познакомились с судьбой автора. Но возникает вопрос: что из прочитанного остаётся в сознании детей? Хорошо, если 10 процентов. Такова печальная статистика.
• Учащиеся знакомятся с биографией автора по тексту учебника и получают задание выучить её. Возникает проблема «механического», необдуманного запоминания. Ученик, скорее всего, растеряется, если по окончании ответа задать ему несколько вопросов о жизни автора, проверяя глубину осмысления.
• В лучшем случае учащиеся получают задание составить план. Однако в плане нет возможности показать логические связи между явлениями.

Как же быть?
Биографию автора обязательно нужно изучать, ведь без этого не откроешь таинственную дверцу в авторский художественный мир! Автор – живой человек из плоти и крови. Все его тексты – это отклик на реальные события в личной/общественной/политической жизни. И как мы обедняем своё читательское восприятие, не понимая, что проблематика произведения рождается из обстоятельств жизни писателя.
У Н. В. Гоголя была очень религиозная мать. Это качество она в полной мере передала своему сыну-писателю. Для Гоголя представители светлых и тёмных сил незримо соседствуют с людьми, что мы наблюдаем и в его произведениях: чёрт ворует месяц и везёт на себе кузнеца Вакулу.

М. Ю. Лермонтов потерял мать в 3 года, был отлучён от отца и воспитывался деятельной бабушкой. Недостаток родительской любви, вероятно, и стал причиной столь явной философской направленности его лирики. Юный писатель с раннего детства задавал себе вопросы: «Почему я? Зачем я? Кому я нужен?».
Думаю, нет необходимости приводить более аргументы в пользу изучения авторской биографии. Изучать надо! Но как? Работая над данной проблемой в течение нескольких лет, я нашла способ.
• Нельзя игнорировать текст биографии, размещённый в учебнике. Он специально составлен и нацеливает читателя на конкретное произведение.
• Текст биографии из учебника необходимо сократить, оставив ключевые слова.
• Ключевые слова следует оформить в схему, показав логические связи. Направление стрелки обозначает влияние. Двойная стрелка обозначает взаимовлияние или ситуацию сопротивления сложным обстоятельствам.
Таким образом, на уроках литературы я начала составлять с детьми структурно-логические схемы по биографии
автора.

Данная схема составлена по тексту биографии автора из учебника по литературе Т. Ф. Курдюмовой для 6 класса.
Как составить подобную схему и как с ней работать?
1. Текстовая стратегия чтения. Учащиеся заполняют схему, находя ключевые слова в тексте. Конечно, сначала детям будет тяжело. Для постепенного «включения» в данную работу существуют вспомогательные меры: текст и блоки нумеруются так, чтобы каждому блоку соответствовал фрагмент текста биографии; блок заполняет учитель, стрелку – дети; учитель заполняет частично блоки, частично стрелки.
2. Послетекстовая стратегия чтения. По составленной структурно-логической схеме дети должны выучить биографию автора дома. Таким образом, сначала дети на уроке «свернули» текст, а затем должны будут «развернуть» своими словами. Учитель может разрешить при ответе у доски подсматривать в схему, однако за это следует снизить оценку. Необходимо отметить, что схема зрительно запоминается очень хорошо, гораздо лучше, чем текст.

3. Послетекстовая стратегия чтения. Учащиеся делают по составленной структурно-логической схеме презентацию. Количество блоков соответствует количеству слайдов. На слайде картинка/фото и 1 предложение.
4. Послетекстовая стратегия чтения. Учитель даёт детям задание в 5-ти предложениях подготовить дополнительную информацию по одному из блоков схемы. Например, Вася готовит ответ на вопрос: «Почему Достоевского называют грустным писателем?», Алиса расскажет о матери Достоевского (можно попросить детей рассчитаться соответственно количеству блоков).
5. Послетекстовая/предтекстовая стратегия. Учащиеся, ориентируясь на обстоятельства жизни автора, могут сделать ряд предположений: «О чём мог написать Ф. М. Достоевский? Что его волновало? Какие цели он перед собой ставил в литературе? Как хотел повлиять на читателя?». По отношению к тексту произведения это будет предтекстовая стратегия чтения.
6. Послетекстовая стратегия чтения. Учащиеся должны осуществить взаимосвязь биографии автора с произведением, представленным в учебнике. Например, какое событие в жизни Ф. М. Достоевского заставило его встать на позицию непротивления злу и создать ряд героев, таких как Алексей Карамазов, князь Мышкин, на которых разрывается «цепь зла»? Почему же Алексей Карамазов не кидает камень в мальчика? Кто он: глупец или святой?
Составление структурно-логической схемы по биографии автора позволяет:
• выделить ключевые события в жизни автора,
• охарактеризовать влияние факта на судьбу автора или отношение автора к происходящему,
• провести логические связи между событиями и фактами (изображается стрелками на ветви, а также стрелками между блоками),
• осуществить взаимосвязь фактов биографии автора с произведением, представленным в учебнике,
• предугадать проблематику произведения,
• сравнить биографии авторов, выделить совпадения (М. Ю. Лермонтов и В. П. Астафьев потеряли мать в раннем возрасте, обоих воспитывала бабушка).

Составление структурно-логической схемы по биографии автора даёт возможность получить целостное впечатление от текста произведения, понять, как и для чего он создан.

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе

Участник №48 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2019
Формирование читательской компетенции с помощью приёма построения схемы "Фишбоун"
Опубликовано: 1930 дней назад (10 августа 2019)
Просмотров: 4687
+4
Голосов: 4
Елена Васильевна Бычкова # 10 августа 2019 в 23:16 +1
Уважаемая Юлия Валерьевна, доброго Вам дня! Как же меня порадовал Ваш материал! Вы думающий, ищущий педагог! Начиная работать учителем общественных дисциплин я тоже пришла к пониманию, что составление схем и таблиц намного облегчают понимание и запоминание учебного материал. Да, ни литературу, ни историю не "загонишь" целиком в схемы, но они значительно облегчают жизнь ученикам при условии правильной методики работы с ними. С их помощью можно сделать акценты на значимую для запоминания информацию, помочь ученикам разобраться в причинно-следственных связях ("понял" значит "запомнил")! В своей публикации Вы прописали приёмы работы со схемой по биографии автора. Эти приёмы универсальны. Вы большая молодец!!! Успехов Вам на этом сложном, состоящем из постоянного поиска новых педагогических идей, пути!
ГОЛОС Вам от меня! +1
Юлия Валерьевна Цыбусова # 11 августа 2019 в 02:38 +2
Здравствуйте, Елена Васильевна. Ваш первый комментарий для меня очень много значит, спасибо вам.
Зарина Александровна Кантеева # 11 августа 2019 в 11:46 +2
Здравствуйте, Юлия Валерьевна. Отличный материал. Прочитала и подумала, что сама многот раз хотела сделать что-нибудь , чтобы связывало биографию и произведения. Вы воплотили то,что я не сформулировала еще.Важно то,чтотакие схемы могут включать не только произведения из школьной программы, можно охватить буквально каждый известный ученику момент. Спасибо за качественный материал. Успехов вам. Голосую с удовольствием.
Юлия Валерьевна Цыбусова # 12 августа 2019 в 06:39 +1
Зарина Александровна, спасибо за отзыв.
Ирина Викторовна Трубинова # 11 августа 2019 в 15:03 +2
Юлия Валерьевна, вы умница. У вас очень интересный и полезный материал. Меня поражает то, что вы материал схематизируете. Прочитала материал работа с текстом, теперь с биографией писателя. Отлично. Отдаю с удовольствием свой голос.
Юлия Валерьевна Цыбусова # 12 августа 2019 в 06:40 +1
Ирина Викторовна, большое спасибо!
Вера Валерьевна Павлова # 13 августа 2019 в 22:32 0
Юлия Валерьевна!
Вы представили ОЧЕНЬ ценную разработку для педагогов Структурно-логическая схема по биографии автора как способ применения стратегий смыслового чтения
С ОГРОМНЫМ удовольствием ознакомилась с вашей работой - логически выстроена, приведено много интересных примеров, а главное, что ВСЕ это помогает систематизировать скучные строчки о биографии авторов, связывая их жизнь и творчество. Невольно вспомнила свои уроки литературы, было б намного проще, если бы применяли такие ИНТЕРЕСНЫЕ методы и схемы.Спасибо за интересную идею. Желаю Вам успехов в работе и творчестве. Мой ГОЛОС для Вас.
Юлия Валерьевна Цыбусова # 16 августа 2019 в 17:50 0
Вера Валерьевна, спасибо вам.