Структурно-логическая схема по биографии автора как способ применения стратегий смыслового чтения
Цель: познакомить учащихся с биографией автора, применяя различные формы работы со структурно-логической схемой.
Задачи:
1. формировать умение находить в тексте биографии автора ключевые слова;
2. обучать принципам построения структурно-логической схемы по тексту биографии автора;
3. обучать различным способам работы с составленной структурно-логической схемой.
Изучение нового произведения по литературе начинается с биографии автора.
Как проходит это знакомство?
• Учащиеся могут подготовить реферат и представить его классу. К сожалению, на практике большинство учащихся зачитывает свой реферат из 10 страниц «засыпающим» одноклассникам.
• Детям даётся задание: составить конспект по тексту биографии. Но далеко не все дети знают, что такое конспект. Ученик сдаёт тетрадь с аккуратно переписанным слово в слово текстом и получает «5», ведь он же старался!
• Учащиеся читают текст биографии в классе, и считается, что они, собственно, в процессе чтения и познакомились с судьбой автора. Но возникает вопрос: что из прочитанного остаётся в сознании детей? Хорошо, если 10 процентов. Такова печальная статистика.
• Учащиеся знакомятся с биографией автора по тексту учебника и получают задание выучить её. Возникает проблема «механического», необдуманного запоминания. Ученик, скорее всего, растеряется, если по окончании ответа задать ему несколько вопросов о жизни автора, проверяя глубину осмысления.
• В лучшем случае учащиеся получают задание составить план. Однако в плане нет возможности показать логические связи между явлениями.
Как же быть?
Биографию автора обязательно нужно изучать, ведь без этого не откроешь таинственную дверцу в авторский художественный мир! Автор – живой человек из плоти и крови. Все его тексты – это отклик на реальные события в личной/общественной/политической жизни. И как мы обедняем своё читательское восприятие, не понимая, что проблематика произведения рождается из обстоятельств жизни писателя.
У Н. В. Гоголя была очень религиозная мать. Это качество она в полной мере передала своему сыну-писателю. Для Гоголя представители светлых и тёмных сил незримо соседствуют с людьми, что мы наблюдаем и в его произведениях: чёрт ворует месяц и везёт на себе кузнеца Вакулу.
М. Ю. Лермонтов потерял мать в 3 года, был отлучён от отца и воспитывался деятельной бабушкой. Недостаток родительской любви, вероятно, и стал причиной столь явной философской направленности его лирики. Юный писатель с раннего детства задавал себе вопросы: «Почему я? Зачем я? Кому я нужен?».
Думаю, нет необходимости приводить более аргументы в пользу изучения авторской биографии. Изучать надо! Но как? Работая над данной проблемой в течение нескольких лет, я нашла способ.
• Нельзя игнорировать текст биографии, размещённый в учебнике. Он специально составлен и нацеливает читателя на конкретное произведение.
• Текст биографии из учебника необходимо сократить, оставив ключевые слова.
• Ключевые слова следует оформить в схему, показав логические связи. Направление стрелки обозначает влияние. Двойная стрелка обозначает взаимовлияние или ситуацию сопротивления сложным обстоятельствам.
Таким образом, на уроках литературы я начала составлять с детьми структурно-логические схемы по биографии
автора.
Данная схема составлена по тексту биографии автора из учебника по литературе Т. Ф. Курдюмовой для 6 класса.
Как составить подобную схему и как с ней работать?
1. Текстовая стратегия чтения. Учащиеся заполняют схему, находя ключевые слова в тексте. Конечно, сначала детям будет тяжело. Для постепенного «включения» в данную работу существуют вспомогательные меры: текст и блоки нумеруются так, чтобы каждому блоку соответствовал фрагмент текста биографии; блок заполняет учитель, стрелку – дети; учитель заполняет частично блоки, частично стрелки.
2. Послетекстовая стратегия чтения. По составленной структурно-логической схеме дети должны выучить биографию автора дома. Таким образом, сначала дети на уроке «свернули» текст, а затем должны будут «развернуть» своими словами. Учитель может разрешить при ответе у доски подсматривать в схему, однако за это следует снизить оценку. Необходимо отметить, что схема зрительно запоминается очень хорошо, гораздо лучше, чем текст.
3. Послетекстовая стратегия чтения. Учащиеся делают по составленной структурно-логической схеме презентацию. Количество блоков соответствует количеству слайдов. На слайде картинка/фото и 1 предложение.
4. Послетекстовая стратегия чтения. Учитель даёт детям задание в 5-ти предложениях подготовить дополнительную информацию по одному из блоков схемы. Например, Вася готовит ответ на вопрос: «Почему Достоевского называют грустным писателем?», Алиса расскажет о матери Достоевского (можно попросить детей рассчитаться соответственно количеству блоков).
5. Послетекстовая/предтекстовая стратегия. Учащиеся, ориентируясь на обстоятельства жизни автора, могут сделать ряд предположений: «О чём мог написать Ф. М. Достоевский? Что его волновало? Какие цели он перед собой ставил в литературе? Как хотел повлиять на читателя?». По отношению к тексту произведения это будет предтекстовая стратегия чтения.
6. Послетекстовая стратегия чтения. Учащиеся должны осуществить взаимосвязь биографии автора с произведением, представленным в учебнике. Например, какое событие в жизни Ф. М. Достоевского заставило его встать на позицию непротивления злу и создать ряд героев, таких как Алексей Карамазов, князь Мышкин, на которых разрывается «цепь зла»? Почему же Алексей Карамазов не кидает камень в мальчика? Кто он: глупец или святой?
Составление структурно-логической схемы по биографии автора позволяет:
• выделить ключевые события в жизни автора,
• охарактеризовать влияние факта на судьбу автора или отношение автора к происходящему,
• провести логические связи между событиями и фактами (изображается стрелками на ветви, а также стрелками между блоками),
• осуществить взаимосвязь фактов биографии автора с произведением, представленным в учебнике,
• предугадать проблематику произведения,
• сравнить биографии авторов, выделить совпадения (М. Ю. Лермонтов и В. П. Астафьев потеряли мать в раннем возрасте, обоих воспитывала бабушка).
Составление структурно-логической схемы по биографии автора даёт возможность получить целостное впечатление от текста произведения, понять, как и для чего он создан.
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для написания сочинения-рассуждения
Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса
Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса
Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе