Из опыта работы воспитателя. Развитие речи и творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность
Развитие речи и творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность
(из опыта работы) Слайд 2
Младший дошкольный возраст - это самый подходящий период для всестороннего развития человека. В 2-3 года у детей начинают активно развиваться все процессы психики: внимание, восприятие, мышление, память, речь и воображение. В это же время происходит становление качеств личности. Поэтому именно этот возраст требует максимально разнообразных средств развития и воспитания личности.
Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развития речевых, индивидуальных творческих способностей ребёнка.
Театрализованные игры способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывают яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
Слайд 3
Для осуществления работы по театрализованной деятельности с детьми раннего возраста я поставила следующие Задачи:
- Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность.
- Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
- Познакомить детей с различными видами театра
- Формировать у детей интерес к театрализованной игре, чувство сотрудничества и взаимопомощи, желание участвовать в общем действии.
- Создавать благоприятные условия для привлечения родителей к сотрудничеству к совместной деятельности детей и родителей средствами театрализовано-игровой деятельности.
- Приобщать детей к русской народной культуре.
Слайд 4 Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи?
Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Поэтому в своей работе для повышения уровня речи детей, я решила использовать театрализованную деятельность.
Слайд 5 Элементы театрализованной деятельности я использую в разных видах деятельности педагогического процесса:
• в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
• в режимных моментах;
• в сюрпризных моментах во время различных занятий;
• для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Слайд 6 Свою работу мы осуществляем по трём направлениям:
- организация предметно-развивающей среды,
- работа с детьми,
- работа с родителями.
Слайд 7, 8 В нашей группе организован:
- уголок театра, в котором располагаются различные виды театра;
- книжный уголок;
- уголок ряжения;
- музыкальный уголок
Слайд 9, 10, 11
Хочу познакомить вас с видами театра, которые есть в театральном уголке нашей группы:
- Би-ба-бо. В этом театре на руки надевают куклы бибабо.
- Настольный театр, здесь используются самые разнообразные:
- игрушки
- деревянный настольный театр
- Несколько видов пальчикового театра, ещё его называют театр пяти пальчиков. Этот театр создаёт обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен.
Слайд 12
- Шапочки и маски. Театр масок увлекает детей тем, что, надевая костюмы и маски, дети сами становятся героями спектакля.
В начале занятия мы, как правило, занимаемся пальчиковой гимнастикой. Речь у малышей еще непроизвольно-эмоциональная, она только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат.
Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.).
Слайд 13
- Большая складная ширма
- Маленькая ширма для настольного театра
Слайд 14
В работе с детьми стараемся чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, которое находится у нас в группе и каждый день нам улыбается. Картотеки игровых упражнений, подвижных игр, утренней гимнастики, физкультминуток, с элементами театрализации обеспечивают непрерывность, поэтапность всестороннего развития детей.
Слайд 15
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, которые могут стать основой для последующих драматизаций.
Слайд 16, 17,18
Следующим приёмом воздействия на эмоциональную сферу детей через театрализованную деятельность являются праздники и развлечения, во время которых разыгрываем для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараемся вызвать у детей желание включиться в спектакль. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания.
Слайд 19
Признавая приоритетное значение семейного воспитания, мы уделяем особое внимание работе с родителями. Стараемся сформировать доверительные отношения сотрудничества и взаимодействия посредством привлечения родителей к созданию единого пространства развития ребенка.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Родители активно участвуют в изготовлении кукол для различных театров, декораций, атрибутов; с большим удовольствием участвуют в театрализованных представлениях и развлечениях в качестве актеров.
Проводя пропаганду педагогических знаний среди родителей, мы используем различные формы работы: консультации, родительские собрания, конференции и др. Наиболее интересными и эффективными на наш взгляд стали: памятки-листочки «Поиграем в театр», буклеты «Это - важно, это - нужно!», библиотечка для родителей «В гости к сказке мы пойдём».
Вся работа, проводимая с родителями, способствует расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи любви и взаимопониманию.
Слайд 20 Вывод: Таким образом, можно сказать, что театрализованная деятельность способствует развитию у детей раннего возраста психических функции личности, художественных способностей, общечеловеческой универсальной способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. А значит, учит слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать!
Театральная деятельность, помогает сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, знакомить детей с литературой, правилами этикета, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.
Литература
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :Мозаика- Синтез, 2015.
2. Панникова Е. Б. «Формирование речевого творчества дошкольников» М., 2008 г.
3. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., Владос 2004 г.
4. Методическое пособие «Развитие игровой активности дошкольников» М., ТЦ «Сфера» 2010г.
5. Шорохова О. А. «Речевое развитие ребенка: Анализ программ дошкольного образования» М., ТЦ «Сфера» 2009г.
6 Алябьева Е. А. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» М., 2004г.
7. Аруманова А. Г. «Истоки диалога» М., Мозаика – синтез 2005г.
8. Петрова Г. И. «Театральные игры в детском саду» М., 2000г.
9. Степанова О. А. «Развитие игровой деятельности» ТЦ «Сфера» М., 2009г.
10. Эльконин «Развитие речи в дошкольном возрасте»М., 1989г.
11. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада («Дошкольное воспитание» №9, 1999г.)
Презентация на тему: Развитие речи и творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность