Создание проекта развивающей среды группового помещения в соответствии с требованиями построения и возрастными особенностями воспитанников
Вопрос создания развивающей среды связан с введением ФГОС ДОУ.
Развивающая среда предусматривает совместную деятельность воспитателя и детей, а также самостоятельную деятельность ребёнка, и при проведении режимных моментов.
1) это насыщение окружающего ребенка пространства; изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность как всех так и отдельных детей.
2) развивающая среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала;
3) должна предполагать доступность всех помещений детского сада;
4) обеспечивает свободный подход к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
5) должна эффективно развивать интересы детей, индивидуальные способности, склонности, уровень активности;
6) обогащение среды элементами познавательной, эмоциональной, двигательной деятельности;
7) размещение оборудования по центрам развития, где дети объединяются по подгруппам для конструирования, моделирования, рисования, ручного труда, театрально-игровой деятельности, экспериментирования;
8) материалы должны стимулировать познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства, модели, игрушки; предметы опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стёкла, пружинки, весы, мензурки и пр. Должен быть большой природный материал – камни, песок, коллекции растений, насекомых и пр. для экспериментирования. Для мальчиков – предметы инструменты, военная одежда, вооружение рыцарей, русских богатырей, технические игры и игрушки; для девочек – предметы для ручного труда, одежда, украшения, кружева, банты, сумки, зонты. Важно иметь подручные материалы: верёвки, коробочки, проволока, колёса, ленточки. В подготовительной группе – печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия по математике, настольно-печатные игры с ребусами, картинками о школе, школьные принадлежности, фотографии школьников, атрибуты для игр в школу; детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животных, растительном мире, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты;
9) соблюдение интеграции, организация несколько сред для речевого, математического, эстетического, физического развития; многофункциональность сред;использование методических приёмов обыгрывания сред –показ предмета, его название, показ действий с предметом, название, предоставление ребёнку свободу выбора и экспериментирования.
Среда должна носить гибкость и вариативность пространства, форма, дизайн соответствует возрасту; есть место для экспериментов; цветовая палитра – тёплая; должна постоянно меняться в зависимости от периодов обучения и развития, образовательной программы.
Среда имеет открытую, незамкнутую систему, сама развиваться, мир предметов постоянно пополняется, обновляется, имеет новообразования; учёт психологических основ конструктивного взаимодействия всех участников, дизайн и эргономику современной среды ДОУ и учёт индивидуально - возрастных особенностей всех воспитанников.
Рекомендуем посмотреть:
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет
Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе детского сада
Предметно-развивающая среда ДОУ
Построение предметной развивающей образовательной среды в ДОУ